Петрашевцы Ф.М. Достоевский и С.Ф. Дуров
Таким же увидели Омск в 1850 году представители следующего поколения политических изгнанников: петрашевцы Федор Михайлович Достоевский и Сергей Федорович Дуров (1816-1869). Уже покидая в 1854г Омск, Достоевский характеризовал его нелестно: «Омск гадкий городишка. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени. Я говорю про черный народ. Если б не нашел здесь людей, я бы погиб совершенно».
В Омске своей заботой и вниманием их окружили знакомые и родственники декабристов, а также люди, сочувственно относившиеся к политическим узникам. Это был небольшой круг омской интеллигенции, группировавшейся вокруг Сибирского кадетского корпуса. По просьбе Н.Д. Фонвизиной опеку над Достоевским и Дуровым переняли инспектор кадетского корпуса И.В. Ждан-Пушкин и преподаватель закона Бижия А.И. Сулоцкий, а также главный лекарь госпиталя И.И. Троицкий. Именно благодаря ему петрашевцы получили возможность подкрепить свои силы в лазарете и встретиться со своими омскими доброжелателями, получать книги и передавать стихи Дурова «на волю».
Омский период жизни Достоевского озарился и начавшейся дружбой с казахским просветителем, путешественником Ч.Ч. Валихановым. Отыскались у Достоевского в Омске и однокашники по Главному инженерному училищу: Осипов и В.В. Мусселиус. Они не оставили своего товарища в трудный для него час. К числу сочувственно относившихся к политическим ссыльным принадлежал и директор кадетского корпуса А.М. Павловский, также закончивший Главное инженерное училище.
В омском остроге Достоевский открыл для себя и для своих читателей новый мир, описанный в замечательно-трагических «Записках из Мертвого дома». Без преувеличения можно сказать, что омский период в жизни и творчестве великого писателя стал переломным, наложившим печать на все его мировоззрение и последующие литературные труды.
С. Ф. Дуров, после амнистии в 1855 году жил в Мокринском форштадте и служил писцом в областном управлении сибирских киргизов в Омске. Ч.Ч. Валиханов сообщал из Омска Достоевскому: «Дуров что-то не здоров. Здесь ему живется не так хорошо с чиновническими крючками». Но ни каторга, ни солдатчина в Петропавловске, ни изнуряющая канцелярщина не смогли сломить этого просвещенного человека. Не случайно его влияние на окружающих было столь впечатляющим и запоминающимся. Мокринский форштадт стал как бы средоточием общественного пробуждения омской молодежи. Здесь квартировали С.Ф. Дуров. Ч.Ч. Валиханов, К.К. Гутковский. Центром общественной жизни стал большой двухэтажный дом Капустиных. По просвещенным покровительством Капустиных росли их дети, сюда тянулась образованная омская молодежь. В гостиной Е.И Капустиной «собирался цвет омской интеллигенции». Все более или менее известные путешественники, проезжавшие через Омск, непременно бывали в этом доме. Здесь сформировалось небольшое «образованное и либеральное общество», жадно интересовавшееся новинками литературы, читавшее «Современник» и с замиранием сердца открывавшее для себя И.С. Тургенева.
Родственные узы соединяли Капустиных с одним замечательным просвещенным человеком – полковником К.К. Гутковским, известным исследователем Казахстана и Средней Азии.
Когда в конце 1853 г в Омск переехал священник С.Я. Знаменский и открыл женскую школу, то деятельное участие в ее работе приняла жена коменданта омской крепости А.А. де Граве помогал этой школе уже упоминавшийся доктор И.И. Троицкий.
За упомянутыми именами стоял внушительный круг их родственников, знакомых и просто сослуживцев, которые так или иначе принимали участие в судьбах декабристов, а затем и петрашевцев. Таким образом, от политических изгнанников распространялась та духовная аура, которая благотворно влияла на всю общественную атмосферу в Омске. Благодаря этим людям начинает меняться общественный облик города. В 50-е гг. XIXв в Омске под влиянием политической ссылки, приезжих подвижников науки и просвещения, чиновников, получивших высшее образование вырастает плеяда местных борцов за культурное и общественное пробуждение родного края.
Похожие материалы:
Национально-культурные объединения
Меры по всестороннему содействию развития национальных культур народов России, межнациональных и международных культурных связей и обменов занимают важное место в политике многонационального российского государства и являются одним из нео ...
Кимоно: история возникновения
История японского костюма тесно связана с общественно-политическим и экономическим развитием общества. Процесс формирования японского костюма можно разделить на пять основных периодов [18].
Первый: с древности до XII в. Это период появле ...
План
"Восток"
План "Восток" - это план для отражения Польшей возможной военной агрессии со стороны Советского Союза. Окончательно данный план был утверждён в 1938 году, хотя планы по обороне восточных рубежей существовали и постоянно изменяли ...