Ученый и просветитель Чокан Валиханов
Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской пограничной линии и командира отдельного Сибирского корпуса генерала Г.И.Глазенапа было открыто Войсковое казачье училище. Средства, необходимые для существования училища и его воспитанников, выделяло Сибирское линейное казачье войско. Преподавателями были отставные офицеры и казаки. До 1822 года училище готовило урядников, лучшие из выпускников через некоторое время производились в офицеры.
В 1828 году к училищу была присоединена Азиатская школа, существовавшая в Омске с 1789 года и готовившая переводчиков и топографов. Эта школа в составе училища преобразовалась со временем в класс восточных языков. Среди выпускников училища было немало отважных первопроходцев и путешественников, увлеченных исследователей. Они совершали смелые военные экспедиции, основывали крепости и города (Кокчетав, Верный и др.), составляли карты и описания дотоле неизвестных областей азиатской глубинки.
По вновь утвержденному Положению 1845г. училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус. В корпусе преподавались математика, физика, химия, география, история, русский и татарский языки (а для дворян – и французский), военные дисциплины.
Осенью 1847г. в кадетский Сибирский корпус поступил будущий ученый и просветитель Чокан Валиханов (1835-1865), сын полковника русской армии Чингиза Валиева, потомок древнего и знатного рода казахских султанов-чингизидов. Среди его учителей были преподаватель словесности и ориенталист Н.Ф, Костылецкий, пристрастивший юношу к изучению языков, собиранию фольклора и этнографическим изысканиям, преподаватель истории Г.В. Гонсевский, незаурядный рисовальщик и знаток живописи К.П. Померанцев. Будущий исследователь общался с жившим в Омске еще одним востоковедом, Сотниковым, и особенно сблизился с обрусевшим поляком Карлом Казимировичем Гутковским (1801-1867), преподававшим в корпусе геодезию и географию.
Окончив корпус в 1853г., Валиханов был зачислен корнетом в 6-й кавалерийский полк Сибирского казачьего войска, фактически же стал офицером для особых поручений при генерал-губернаторе Г.Х Гасфорде. В 1855г. молодой офицер совершил первую поездку по киргизским степям, а в следующем году принял участие в экспедиции полковника М.М. Хоменского в Заилинский край, в ходе которой занимался сбором коллекций, топографическими съемками, делал зарисовки. На одном из перевалов Валиханову удалось записать отрывок киргизского эпоса «Манас», не известного еще фольклористам того времени.
В доме родственника К.К. Гутковского, ранее упоминавшегося, омского чиновника Я.Ф. Капустина Чокан познакомился с путешествовавшим по Сибири и Средней Азии П.П. Семеновым. Возвращаясь из путешествия в Тянь-Шань, Семенов опять посетил Омск и при встрече с губернатором Гасфордом подал тому мысль о посылке Валиханова в Кашгарию. Западно-Сибирскому генерал-губернатору понравилась идея нелегального (в чужом платье и под чужим именем) проникновения в таинственную страну. Исследователя же привлекала не столько рискованность шпионской авантюры, сколько возможность побывать в краях, абсолютно неизведанных.
В 1857г. Ч.Ч. Валиханов стал действительным членом Русского Географического общества (по рекомендации того же П.П. Семенова-Тянь-Шаньского), а в мае 1858г. отправился в Кашгарию с вышедшим из Семипалатинска торговым караваном (непосредственным организатором экспедиции был уже упоминавшийся полковник Гутковский). Путешествие, равнозначное научному подвигу, окончилось счастливым возвращением в Омск с многочисленными коллекциями, записями, рисунками и неизгладимыми впечатлениями, которые будут изложены позже в «Очерках Джунгарии». После кашгарских странствий начался столичный период жизни молодого ученого, полный занятий и планов, осуществиться которым помешали болезнь и преждевременная, наступившая вскоре после возвращения в родные кочевья, смерть.[10]
Похожие материалы:
Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...
Символический интеракционизм
Теория символов разрабатывается прежде всего в различных гуманитарных науках: филологии, эстетике, искусствознании, философии, социальной психологии (а также как особое направление в логике и математике). Особое значение для понимания роли ...
Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...