Введенский Владычный женский монастырь

Страница 1

Основание монастыря.

Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери – святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы – преславное Ее Введение во храм, - в честь которого воздвигнут монастырь. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает преп. Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам, подыскав место, заночевал там, а ночью, услышав звон великий и гремение сосудов железных и медных, подумал, что Господу здесь угодно поставить монастырь. Он был рад и возвратился известить об этом Алексия. Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется этому и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в 1362 году.

5 мая 1377 года строитель обители Варлаам с миром преставился ко Господу и по завещанию его был погребен под церковной папертью, ибо он сказал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычного монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

Храмы и святыни монастыря.

В конце XV – начале XVI века к древнему Введенскому собору с северной стороны был пристроен придел святителя Московского Алексия. Под ним была устроена усыпальница для тех, кто был памятен молитвенными подвигами или богатыми вкладами. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия.

Над Святыми вратами в 1599 году игуменом Вассианом была построена церковь святого мученика Феодота Анкирского. В 1834 году она была перестроена и освящена святителем Московским Филаретом в честь Нерукотворного образа Спасителя.

О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В монастыре также почитались и другие чудотворные иконы.

История монастыря в XVII века по XX век.

С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычный монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в запустение.

В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин) обратил свое архипастырское внимание на Владычную обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник.

К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней.

С именем преп. Варлаама связано явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Последователи и ученики Мокровского П.П.
Среди лучших следует отметить Сергея Александровича Сергиевского , в 1923 году окончившего медицинский факультет Казанского университета. С 1923 по 1925 год он работал врачом Вологодской губернской больницы, в 1925-1927 гг. заведовал Кар ...

Топонимы и гидронимы финноугорского периода
Судогда – этим словом называют и реку, и город и район. Расположение Судогды на торговом пути из Владимира (Клязьмы) в Муром (Оку) во многом сыграло положительную роль в ее развитии. Определить первоначальные истоки образования топонима « ...

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...