История Свято-покровской церкви деревни Первомайская Щучинского района
Как бы и сколько раз не переименовывалась деревня за свою историю существования, но до 1921 года она входила в Покровскую волость, по названию существовавшей здесь церкви.
В начале церковь была деревянная. Полное название ее - матери Божьей Покровы. В церкви была Чудотворная икона Богородицы неизвестной кисти, при которой висел вотум (воля, доверие) из серебра пожертвованный через Станислава Лещинского с надписью на польском языке «Найяснейший Лещинский король польский прибывший к Чудотворной иконе Матери Божьей пешью такой обет дал в 1705 году» (арх. Краева опись губ. Виленской 549)
В 1830 году построена в деревне Первомайская Свято Покровская церковь с бутового камня и кирпича в стиле неоклассицизма с элементами бороко, т.е. памятник архитектуры рестрапективно - русского стиля. Прямоугольный в плане объем под вольмовой крышей на главном фасаде имеет пристроенную двух ярусную (восьмерок на четверик) шатровую колокольню. На фоне полихромной бутовой кладки стен изображаются штукатурные элементы архитектурного декора, аркатурные фризы руставалые угловые лапатки, наличники оконных проемов.
В 1887 году при церкви работала волостная школа, в школе занимался 41 ученик.
Во все времена церковь была действующей. В 1948 году она претерпела стихийное бедствии - была повреждена пожаром, который охватил всю деревню. Огнем уничтожен архив.
В церкви в настоящее время имеются ценности:
Иконы в киотах:
- «Святой Николай Чудотворец»
- «Воскресение Христово»
- «Покрова Пресвятой Богородицы»
- Почитаемая икона в киоте «Иверской Богоматери»
- Напрестольный металлический крест 1913 года из церкви «Святого благоверного великого князя Александра Невского» д. Провожа, Вороновского района, пожертвованный Иаковом Смоликом, а также Царские врата, киот «Святого благоверного великого князя Александра Невского» с того же храма.
Приход располагает: двумя приходскими домами. Имеется церковный сад заложен 6 декабря 2006 года в день памяти Святого благоверного великого князя Александра Невского.
К приходу Свято Покровской церкви деревни Первомайская относятся следующие деревни:
Щучинского района. Первомайского сельсовета:
Первомайская, Романово, Риски, Петюлевцы, Казацкие, Стрелки, Замошье, Дудки, Скорбы, Жалабы, Глушни, Беньки, Мотыли, Гонельки, Погорелец, Довбенки, Воробьи, Кудерки, Кулеши, Замостяны, Таболичи, Старые Поддубы, Новые Поддубы, Ходилони, Полуяновцы, Угольники;
Новодворского сельсовета:
Таневичи, Сырни, Домейки;
Вороновского района, Заболотского сельсовета:
Заболоть, Провожа, Лебеда, Мигдалы, Детки, Курчовцы, Подейки, Новосады, Волойши.
К Свято Покровскому приходу относятся кладбища деревень:
Первомайская, Дудки, Замостяны, Мотыли, Домейки, Заболоть, Провожа (сохранился фундамент храма).
Приход включает примерно 1700 прихожан.
При церкви работает воскресная школа (16 учащихся); школа для взрослых (10-15 человек, свободное посещение).
В Свято Покровской церкви совершали службу следующие священники:
· Волонцевич (владел в совершенстве пятью иностранными языками. По его прошению и ксендза в годы Великой Отечественной войны было спасено от расстрела фашистами 24 человека местных граждан);
· Ковальчук (похоронен с матушкой на Первомайском кладбище);
· Коньковский,
· Жуковский,
· Баханко,
· иерей Николай Скребец (с 1982 по 2004 годы),
· иерей Евгений Повельчук (2004-2005 год),
В настоящее время службу совершает иерей Александр Лебедич (с ноября 2005 года) [10, c.20].
Похожие материалы:
Топонимы Советского периода
Сложившийся уклад жизни мало изменился и после провозглашения Советской власти. Как и повсеместно, новая власть сурово обошлась со многими церковными древностями и ценностями. Взорван красавец Екатерининский собор, большинство церквей был ...
Планы города Иркутска XVIII века
План города 1729 г.
Основная часть городов нашего региона возникла в ходе открытия и присоединения территории Восточной Сибири в середине и второй половине XVII в. Многие возникали в начале, как ясачные зимовья или острожки. Все они на п ...
Цыганский национальный костюм
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы ...