Миграция русского населения на территорию Дагестана в дореволюционный период
В устье реки Терек строится крепость Терки, по холмам и предгорьям вдоль реки возникают поселения русских «вольных людей» (чаще всего это были беглые), которые впоследствии получили имя терских (по названию реки) казаков. «Вольные люди» прибывали сюда с Дона, Волги, из Рязани и т.д. Позднее в состав терских казаков влились представители многих северокавказских, в том числе и дагестанских народов.
Персидский поход Петра I (1722 г.) дал толчок к сооружению в XVIII в. целого ряда опорных пунктов и укреплений вдоль побережья Каспийского моря: на Аграханском полуострове, Святой Крест, на реке Сулак, Орта-Бугам, Рубас. По приказу Петра I было начало строительство Порт-Петровска, современной столицы Республики Дагестан – г. Махачкала (ныне самый южный морской форпост России на Каспии). На реке Сулак было поселено от пятисот до тысячи семей донских казаков. В 1735 г. было завершено строительство крепости Кизляр, куда перебросили гарнизоны из крепости Святой Крест и др. Кизляр стал крупным политическим и торговым центром России на Северном Кавказе.
Следующий этап расселения русского населения в Дагестане связан с заключением Гюлистанского мира между Россией и Персией (1813 г.), в результате которого завершился процесс вхождения края в состав России. Преследуя военно-политические и экономические цели, Россия строит новые укрепления (крепости Бурная, Внезапная и др.), размещая в них русские войска. По официальным данным генерал-губернатора Дагестанской области русские составляли 3,6 тысяч человек, или 0,8%.
После окончания Кавказской войны, Российская империя, утвердившись на Кавказе, занялась его обустройством. Важную роль в этом играла переселенческая политика, о чем свидетельствует «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России (10 мая 1862 г.). В 1863 г. было принято специальное постановление, согласно которому частным лицам было предоставлено право переселяться на казенные земли Терской и Дагестанской областей.
Новая волна русской миграции в Дагестан начинается с конца 80-х годов XIX в. Существенную роль в этом играло переселенческое движение крестьян на рубеже XIX и XX вв. Царские власти поощряли переселение русских на Кавказ, и в частности в Дагестан, оказывая им аграномическую, ссудную и другую помощь. Строительство Владикавказской железной дороги (Ростов – Баку) способствовало оседанию русских переселенцев (в том числе «технической» интеллигенции, гражданских чиновников и т.д.) на многочисленных станциях и разъездах. Это вызвало необходимость привлечения русских учителей и открытия школ с преподаванием дисциплин на русском языке. Были созданы объективные предпосылки для приобщения дагестанских народов к русской, а через нее и к мировой культуре.
Ввод в эксплуатацию железной дороги дал сильный толчок дальнейшему развитию рыночных связей между Дагестаном и Россией, увеличению числа предпринимательских хозяйств, развитию отраслей промышленности, вовлечению Дагестана во всероссийскую экономическую систему, привлечению в промышленность коренного дагестанского населения. Во второй половине XIX в. политику России в Дагестане трудно назвать грабительской или колониальной, т.к. «Россия вкладывала значительные средства из своего бюджета в развитие экономики …(Кавказ оставался затратной частью бюджета как царской России, так и позже, в советское время)».
Новый этап миграции русских переселенцев связан с законом 6 июня 1904 г. (заменил «Правила» 13 июня 1889 г.) и указом от 9 ноября 1906 г. (период столыпинской политики). В конце XIX - начале XX в. русские составляли уже около половины городского населения Дагестана. Согласно материалам Первой переписи населения Российской империи 1897 г., русские составляли 3,5% населения. К 1913 г. их численность возросла до 5,9%. Значительный поток переселенцев из центральных российских губерний направлялся в города. В 1914 г. в городах Дагестанской области проживало 27.563 представителя русского населения, что составляло 75,5% всего русского населения области.
Похожие материалы:
Типология пользователей краеведческих документов
Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессио ...
Караизм
Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма приш ...
Одежда и обувь восточнославянских народов
Мужская одежда
Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, ...