Этно-иноверцы в Имамате Шамиля

Страница 1

Одним из важных и недостаточно еще изученных вопросов в истории Имамата XIX в. является вопрос, который мы условно обозначили как «проблема волонтерства» (ПВ). В данном случае это понятие (ПВ) подразумевает всестороннее рассмотрение причин дезертирства из царской армии и всех аспектов положения беглых солдат и офицеров в Имамате.

В различных источниках (дагестанских, российских, иностранных) периода Кавказской войны 20 – 50-х годов XIX в. довольно часто встречаются упоминания о таких перебежчиках, их правовом положении и занятиях в стане Шамиля, о том, что многие из них сражались на стороне горцев против российской армии.

Насколько можно судить, национальный состав этих «дезертиров» и «предателей» (говоря официальным языком рапортов и донесений царских командиров) был представлен прежде всего русскими, поляками и казаками. Говоря о последних ряд исследователей называет их «украинцами», что не исключено, но, думается, далеко не все солдаты и офицеры Черниговского полка были украинцами. На наш взгляд, правильнее было бы причислить к «казакам» так же и донских и/или терских казаков, живших на территории (или прилегающей к ней) боевых действий. Помимо уже указанных национальностей имеются упоминания о венгре и англичанине.

Мотивы и причины дезертирства из царской армии, разумеется, были самые разные (мы их только коснемся), о многих из них можно лишь строить предположения, но этот вопрос требует самостоятельного изучения с привлечением специалистов по исторической и социальной психологии.

Для нашей темы важен сам факт наличия таких перебежчиков, который высвечивает новые грани в истории Имамата и его руководителя – Шамиля.

Сам факт существования института волонтеров в Имамате может вызвать удивление только у несведущего читателя, тогда как история мусульманских государств дает нам множество подобных примеров – достаточно напомнить об Арабском халифате, Османской империи и т.д. Дело в том, что в этих могущественных средневековых державах как и в Имамате идеологическими и теоретическими основаниями для включения иноверцев (в том числе и перебежчиков из вражеского стана) в свою структуру и толерантного к ним отношения служили предписания Корана о «людях писания» - к каковым относились христиане и о так называемых зиммиях («ахл аз-зимма»).

К зиммиям ислам причисляет инаковерующих, которые при завоевании не оказали сопротивления и добровольно согласились жить в мусульманском государстве, подчиняясь предписаниям Корана и законам шариата – за это зиммиям предоставлялось право сохранения своего (не исламского) вероисповедания (веры отцов).

Возвращаясь к вопросу о вероятных мотивах и причинах – «движущих силах» - перебежчиков, следует сказать о сосланных на Кавказ «штрафниках»: участниках восстания декабристов на Сенатской площади (1825 г.), восставшего Черниговского полка и многих сочувствовавших декабристам. Второй эшелон «штрафников» составили поляки – около 10 000 человек – после подавления восстания в Польше (1830-1831 гг.). Только в 1830-х годах царь Николай I (1825-1855) направил в южную армию около двадцати двух тысяч штрафников и новых рекрутов.

О настроениях штрафников польский историк Ежи Енджевич писал: «Большинство поляков служило в полках, оккупировавших Дагестан и Чечню. Именно там кипела острая борьба. Им не раз должна была приходить в голову мысль о сходстве судеб Польши и Кавказа, пока то у одного, то у другого не закрадывалась мысль бежать к этим рыцарям свободы и биться плечом к плечу с ними против общего врага…» - царского самодержавия.

Не исключая, и, не отвергая подобного хода мыслей, приведем свидетельство современника тех событий о штурме горцами крепости Агач: «Защитники (крепости – С.М.) постреляли из пушек для того, чтобы говорили, что они сражались, и сдались в плен». Причинами подобных имитаций (они были не редкостью) сопротивления могли быть не только указанные Енджевичем, но и желание получить «вольную» - «попасть под статью». Согласно существовавшему положению, солдат, бежавший из плена, освобождался от крепостной зависимости. Поэтому не следует исключать вероятность «солдатской уловки» - имитации сопротивления и добровольной сдачи в рискованный «временный» плен с последующим бегством-возвращением (в случае удачи) в армейский строй.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Этнокультурное образование
В 2006 г. в соответствии с Программой реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006—2010 гг. продолжалась работа по развитию национальной системы образования как важнейшего института сохранения и развит ...

Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек в ...

Яркая страница летописи
Пройдут годы, десятилетия, века – на смену им придут новые тысячелетия, но никогда, ни коим образом не окажется вычеркнутым из истории нашего отечества такое яркое событие, каким была Крестьянская война 1773-1775 годов, под предводительст ...