Ориентиры ценностей

Страница 3

В 1185—1189 годах собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась. Он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года монголо-татарские захватчики, которым удалось сло­мить оборону города, разграбили храм и подожгли его.

В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим от­рядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные цен­ности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню.

14

В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала XVIII столетия предпринимались попытки его восстановить. В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной кресть­янин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея воз­можности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей, В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор под­вергся капитальной реставрации, в результате которой было вос­становлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инже­нерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески XII и XV веков, установлено ква­лифицированное наблюдение за состоянием памятника, неодно­кратно проводились укрепительные, профилактические и рестав­рационные работы. В последние годы в соборе укреплена и промы­та фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, позолочен центральный купол.

Архитектурный облик памятника своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, кото­рые на западном фасаде соответствуют пяти нефам — продольным частям храма, направленным с запада на восток. Три средних деления западного фасада соответствуют ширине храма 1158— 1160 гг., а два крайних обозначают ширину галерей, пристроен­ных в 1185—1189 гг. Центральная часть собора вместе с огром­ной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древ­нерусского храма.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине север­ного, западного и южного фасадов и поднятый на алтарных по­луцилиндрах. Внутри собора, в его центральной части, сохраня­ются фрески гениального русского художника Андрея Рублева и его старшего товарища Даниила Черного. Эти фрески написаны на тему традиционного Страшного суда. Однако Андрей Рублев отказался от «функции устрашения». Его образы лишены аскетиз­ма. И это понятно, если вспомнить, что Русь в ту пору была горда замечательной победой, которую ее сынам удалось одержать над монголо-татарами и на поле Куликовом, Лаконизм и ясность ком­позиции, виртуозный рисунок, совершенный колорит, достигнутые Андреем Рублевым в фресках Успенского собора, являются сви­детельствами огромного таланта выдающегося художника. Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимир­ские князья: Андрей Боголюбский, его брат

15

Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а также древнерусские писатели — епископ Симон, один из авторов «Киево-Печерского патерика», и Серапион Владимирский, известный своими поуче­ниями, в которых он призывал русских людей к единению.

Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем (1810 г.) стоит на месте старой, пострадавшей в 1806 г. во время грозы.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, вы­строен в 1862 г. по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена.

Дмитриевский собор.

(ул. III Интернационала, 58)

Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архи­тектуры как одно из интереснейших творений владимирских зод­чих. Строительством собора в 1194—1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложи­лась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: камено­тесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Религиозная характеристика
Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия – ислам. По разным оценкам, от 85% до 93,3% саудовцев являются суннитами; от 3,3% до 15% – шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты-ваххабиты ( ...

Обряд родов у хакасов
Никаких специальных приготовлений к родам хакасские женщины не совершали. Не готовили даже пеленки для ребенка. До последнего момента будущая мать вела привычный образ жизни, продолжая выполнять все свои обязанности. Женщина и окружавшие ...

Яркая страница летописи
Пройдут годы, десятилетия, века – на смену им придут новые тысячелетия, но никогда, ни коим образом не окажется вычеркнутым из истории нашего отечества такое яркое событие, каким была Крестьянская война 1773-1775 годов, под предводительст ...