Ориентиры ценностей

Страница 4

Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к на­чалу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы. Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли.

Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Нико­лая I (1834 год), привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фи­гуры «святых» грубой работы встали на месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.

Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделя­ется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрацион­ные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Влади­мирской специальной научно-реставрационной мастерской по про­екту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, уст­ранили серьезные деформации сводов, парусов,

16

светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ров­ные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особен­ностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но веду­щими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифи­ческих грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.

Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором си­дит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изоб­ражениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший закон­ченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества — Рождественского собора в Суздале и Георгиевского — в Юрьев-Польском.

Успенский собор Княгинина монастыря.

(пос. Воровского)

Успенский собор расположен в северо-западной части Влади­мира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, по­стройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III

— Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричь­ся в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сло­жен из тонкого плиткообразного кирпича — плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обсто­ятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько

17

раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924— 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восста­новлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памят­ник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959—60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руковод­ством и по проекту архитектора И. А. Столетова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Типы внехрамовой деятельности Смоленской епархии в оккупационный период
Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все ...

Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...

Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...