Ориентиры ценностей
Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к началу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы. Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли.
Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Николая I (1834 год), привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фигуры «святых» грубой работы встали на месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.
Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделяется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрационные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, устранили серьезные деформации сводов, парусов,
16
светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.
Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ровные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особенностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифических грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.
Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором сидит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изображениями драгоценные ткани.
Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший законченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества — Рождественского собора в Суздале и Георгиевского — в Юрьев-Польском.
Успенский собор Княгинина монастыря.
(пос. Воровского)
Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III
— Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.
В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сложен из тонкого плиткообразного кирпича — плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обстоятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько
17
раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.
Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924— 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восстановлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памятник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959—60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руководством и по проекту архитектора И. А. Столетова.
Похожие материалы:
Типы внехрамовой деятельности Смоленской епархии в оккупационный период
Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все ...
Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...
Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...