Ориентиры ценностей

Страница 4

Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к на­чалу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы. Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли.

Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Нико­лая I (1834 год), привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фи­гуры «святых» грубой работы встали на месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.

Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделя­ется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрацион­ные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Влади­мирской специальной научно-реставрационной мастерской по про­екту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, уст­ранили серьезные деформации сводов, парусов,

16

светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ров­ные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особен­ностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но веду­щими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифи­ческих грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.

Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором си­дит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изоб­ражениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший закон­ченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества — Рождественского собора в Суздале и Георгиевского — в Юрьев-Польском.

Успенский собор Княгинина монастыря.

(пос. Воровского)

Успенский собор расположен в северо-западной части Влади­мира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, по­стройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III

— Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричь­ся в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сло­жен из тонкого плиткообразного кирпича — плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обсто­ятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько

17

раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924— 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восста­новлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памят­ник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959—60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руковод­ством и по проекту архитектора И. А. Столетова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Декоративно-прикладное искусство
Великоустюгская (северная) чернь Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко[10]. Чер ...

Проблемы этнической идентичности
О появлении в отечественной науке концепций этнической идентичности (этнического самосознания) можно говорить, лишь начиная с конца 80-х годов минувшего столетия. Поскольку история появления и утверждения в этнографической науке понятия э ...

Народный танец
Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года. Хороводные песни в Сибири пели: зимой - от Рож ...