Архитектура и градостроительство Кыргызстана
Проектирование и строительство общественных зданий ведется в 3-х направлениях: типовое проектирование и повторное использование, продолжение пластических традиций советской архитектуры и поиск новых индивидуальных ре шений. Для массового строительства школ, детских садов и яслей, магазинов, больниц и др., в основном, используются типовые проекты, раз работанные местными архитекторами и централь ными проектными научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда и др. респуб лик. Первая каркасно-панельная школа на 1176 учащихся была построена в 1973 по проекту арх. Р. Кима и инж. И. Снычкова, разработана и внедрена типовая серия детских дошкольных уч реждений (арх-ры А. Цевменко, Л. Спектор). На основе повторного применения ранее разработанных проектов построены кинотеатр «Россия» (1963, арх-ры С. Чечик, П. Мочульский), драматический театр в Оше (1974, арх-ры Ф. Евсеева, М. Евсеева), во Фрунзе: здание цирка (1976, арх-ры Л. Сегал, В. Шадрин, А. Нежу рин, присуждена премия Совета Министров СССР), Дворец спорта (1974, арх-ры В. Кос тин, В. Марунов), универмаг «Айчурек» (1974, арх-ры Б. Соболевский, Ю. Пересветов), кино театр «Манас» (1970, арх. А. Головонов) и др.
Типология общественных зданий и сооруже ний в этот период была значительно расширена и пополнена своеобразными архитектурными решениями. Построены интересные по пласти ке с выразительным архитектурным образом му зеи В. М. Фрунзе (1967, арх-ры Ю. Карих, Г. Кутателадзе), изобразительного искусства (1974, арх-ры Д. Ырыскулов, А. Жекшенбаев, В. На заров, инж. А. Юсупов), главный выставочный павильон ВДНХ (1974, арх-ры В. Лызенко, А. Не- журин, присуждена премия Ленинского комсо мола Киргизии). Особенно выделяется компо зиционный замысел и пластика здания Кыргыз ского гос. музея изобразительных искусств, авторскому коллективу к-рого в 1976 присужде на Гос. премия им. Токтогула Сатылганова.
В этот период в архитектурно-художествен ном формировании улиц, площадей, скверов важную роль приобретает возведение мону ментальных памятников. Памятник Тоголоку Молдо, установленный в центре сквера между ул. Московской и Боконбаева (1963, скульптор О. Мануйлова), памятник Т. Сатылганову воз ле театра оперы и балета (1974, художник Г. Ай тиев, арх. А. Исаев), памятник М.В. Фрунзе, сооружённый на площади железнодорожного вок зала (1970, скульптор Л. Дубинский, А. Пося- до, арх-ры Е. Вулых, В. Хавин, А. Исаев), и др. продолжили к этому времени традицию со ветского монументального искусства. Удачное размещение и комплексное пространственное формирование градостроительства узла на пере сечении бульвара Молодой Гвардии и пр. Чуй свойственно двум произведениям монументаль ного искусства: памятнику героям-комсомольцам старшего поколения (1963, скульптор В. Пуз ревский при участии Т. Тупого, арх. А. Кор жемпо) и Аллее героев (1975, арх В. Курбатов, скульпторы Т. Садыков, А. Мухатдинов, В. Шес- топал, Т. Тупый, 3. Хабибулин, Т. Досмагам-бетов). Сдержанный композиционно-пластиче ский язык и найденные соразмерные пропорции Монумента Дружбы (1974, скульпторы Т. Сады ков, 3. Хабибулин, арх. А. Нежурин), несколь ко диссонируют с эксцентричным размещением его среди крупных общественных зданий и от крытых пространств. Начиная с 60-х годов раз личные объекты ландшафтной архитектуры ста новятся непременными атрибутами городской среды и природных зон. Разрозненное и мало развитое озеленение участков города превраща ется в систему взаимосвязанных ландшафтных об разований, что существенно улучшило экологи ческое состояние и эстетическое качество город ского пространства. В середине 70-х годов во Фрунзе имелось 17 парков, 22 сквера, 2 бульва ра и 4 лесопарка. В 60-х и 70-х годах возросло внимание к малым архитектурным формам: бас сейнам, фонтанам, беседкам, лестницам, деко ративным стенкам и др. В 1976 р зап. Стороны ЦУМа была организована благоустроенная пло щадка с фонтанами, малыми архитектурными формами, озеленением. Эта работа на все союзном конкурсе была удостоена диплома пер вой степени Союза архитекторов СССР (арх-ры A. Солтобаев, Р. Мухамадиев, Ю. Тагиров, Б. Афиджанов).
Похожие материалы:
Фазы этногенеза
Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фаз ...
Такой город в России один - деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого –
памятник арх. XVIII в.)
Следующий объект нашего осмотра – деревянный одноэтажный дом Засецких с мезонином конца XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определя ...
Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа.
В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...