Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Страница 9

На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.

В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма. Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.

Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в Ысык-Ате и Жалал-Абаде.

Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо» (1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф. Стеблин), здание Дворца пионеров (1939—51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест венные поиски того времени.

В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли. Формирование первого архитек турного ансамбля — Советской площади, нача лось на пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В. Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.

С конца 40-х годов началось возведение ком плекса сооружений республиканской с.-х. выс тавки (ныне ВДНХ), расположенной в юж. час ти столицы. В создании этого архитектурного ансамбля участвовали многие архитекторы Кыр гызстана, среди к-рых К. Галиев, А. Пушкина, Е. Писарской, П. Иванов, А. Нежурин, В. Лы- зенко и др. Архитектура выставочного ансамбля вобрала в себя творческие поиски архитекторов в различных аспектах, что нашло свое отражение в пластической трактовке образов павильонов и др. сооружений. К архитектурным ансамблям этого времени можно отнести соцгородок (арх-ры М. Милов., Е. Писарской), планировка к-рого базируется на градостроительных теориях 50-х годов.

Определённую роль в повышении эстетичес кого уровня городской среды сыграли возводи мые в этот период монументы и памятники, среди к-рых можно отметить памятники генера лу И.В. Панфилову (1942, скульптор О. Мануй лова, арх. В. Верюжский, снесён в 1980), па мятник Т. Я. Бегельдинову (1950, скульптор И. Абакумов), памятник Ж. Боконбаеву (1948, скульптор О. Мануйлова, арх. В. Верюж ский).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Похожие материалы:

Фазы этногенеза
Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фаз ...

Виды обработки листового металла
Дифовка, выколотка и чеканка, – основные способы обработки листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы. ...

Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды). Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...