Архитектура и градостроительство Кыргызстана
На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.
В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма. Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.
Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в Ысык-Ате и Жалал-Абаде.
Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо» (1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф. Стеблин), здание Дворца пионеров (1939—51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест венные поиски того времени.
В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли. Формирование первого архитек турного ансамбля — Советской площади, нача лось на пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В. Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.
С конца 40-х годов началось возведение ком плекса сооружений республиканской с.-х. выс тавки (ныне ВДНХ), расположенной в юж. час ти столицы. В создании этого архитектурного ансамбля участвовали многие архитекторы Кыр гызстана, среди к-рых К. Галиев, А. Пушкина, Е. Писарской, П. Иванов, А. Нежурин, В. Лы- зенко и др. Архитектура выставочного ансамбля вобрала в себя творческие поиски архитекторов в различных аспектах, что нашло свое отражение в пластической трактовке образов павильонов и др. сооружений. К архитектурным ансамблям этого времени можно отнести соцгородок (арх-ры М. Милов., Е. Писарской), планировка к-рого базируется на градостроительных теориях 50-х годов.
Определённую роль в повышении эстетичес кого уровня городской среды сыграли возводи мые в этот период монументы и памятники, среди к-рых можно отметить памятники генера лу И.В. Панфилову (1942, скульптор О. Мануй лова, арх. В. Верюжский, снесён в 1980), па мятник Т. Я. Бегельдинову (1950, скульптор И. Абакумов), памятник Ж. Боконбаеву (1948, скульптор О. Мануйлова, арх. В. Верюж ский).
Похожие материалы:
Фазы этногенеза
Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фаз ...
Виды обработки листового металла
Дифовка, выколотка и чеканка, – основные способы обработки листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы. ...
Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды).
Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...