Архитектура и градостроительство Кыргызстана
10—12 вв. вошли в историю Кыргызстана как период экономического могущества и культурного расцвета Караханидского каганата, или ина че, как период господства «дома Афрасиаба». По сравнению с ранним средневековьем данный исторический период характеризуется целым ря дом существенных особенностей в развитии градостроительства и архитектуры. Развитие ремес ла, торговли, металлургии и горного дела, подъём производительных сил в земледелии и животно водстве и ряд важных социально-политических и военных процессов обусловили возникновение на территории нынешнего Кыргызстана новых городов и целого ряда сельских стационарных по селений. Во время Караханидского правления не только территория Кыргызстана, но и вся Средняя Азия была поделена на уделы между членами рода данной династии. Феодально-му сульманская культура стала определяющим фак тором в архитектуре Караханидского каганата.
Были созданы образцы азиатской мусульман ской архитектуры: мечети, медресе, минареты, хаммомы, дворцы, ансамбли городских центров, караван-сараи, базары и крепостные сооружения. Мощный толчок получило градостроительство. С 11 в. территория городов начала существенно расширяться; они приобретают не только эконо мическое и торговое, но и культурно-политическое значение. В эпоху Караханидов градо строительство Средней Азии и Кыргызстана пе режило невиданный подъём, возникли крупные города, построенные на основе продуманных про странственных фортификационно-функциональ ных и эстетических идей. Образование взаимо связанной сети городов и сельских поселений в горных ареалах превратило территорию Кыргыз стана в урбанизированную среду обитания. Воз никла полноценная городская культура, город ской образ жизни, как на юге, так и на севере Кыргызстана.
К началу 10 в. градостроительная культура в сев. регионе продолжала развиваться в тради циях раннего средневековья, к-рая сложилась из двух архитектурно-строительных субстратов мест ной тюркской кочевой культуры и импортированного согдианского зодчества. Однако доволь но сумбурный рост городов и сельских поселе ний на еще необжитых ранее земледельцами тер риториях Чуйской, Таласской долины и на по бережьях Ысык-Кёля характеризовался отсутстви ем единых принципов градостроительста. Тюрк ский каганат и последующие гос. образования тюргешей, карлуков и др. во многом ориенти ровались на кочевой и полукочевой образ жиз ни, поэтому они были далеки от регламентированного размещения и строительства стационар ных поселений. Пространственному построению, характеру застроек городов тюркские правители не придавали государственно-идеологического значения. В отличие от раннетюркских госу дарств, к-рые придерживались политических взглядов, Караханиды ввели на всей террито рии своего правления в качестве гос. религии ислам — этот исторический шаг оказался пере ломным в развитии монументальной архитекту ры и градостроительства. Произошла коренная оценка ценностей в городской культуре. Теперь на передний план выдвигаются образцы мусуль манской архитектуры и строительного дела. Сельские населённые места в архитектурно-строитель ном отношении по существу оставались на преж них позициях. Традиции народной архитектуры в строительстве жилых и производственных зда ний и сооружений не претерпели изменения. Во Внутреннем Тенир-Тоо впервые образовались города в виде крепостей, служившие в качестве военных ставок удельных правителей вост. Ка- раханидов. К ним можно отнести Канжагар- Башы в долинах Ала-Бука (развалины Шырдак- бека), Ат-Башы (развалины Кошой-Коргон). В Чаткалской долине такого рода городами-став ками были Уу-Булак, Чанчархан и Кюльбескан. На Ысык-Кёле — Барсхан.
В данный период наивысшего рассвета дос тигли такие города, как Баласагун, Ош, Узген, Сафид-Буленд, Кара-Булак, Исфана, Садыр- Коргон (Шельджи), Ак-Тёбё (Куль), Текабкат (Та лас), Джуван-Тёбё. В целом, стиль архитектуры и градостроительные принципы развивались в рамках фергано-туркестанской архитектурной шко лы, но специфические природно-климатические условия Кыргызстана и местные традиции ока зали некоторое влияние на творчество архитек торов и строителей городов. Впервые о Баласа- гуне, как важнейшем городе, построенном мас терами архитектуры Востока, высказался В. Бар тольд в конце 19 в. Он также отметил типоло гическое сходство Баласагуна с г. Ак-Бешим, рас положенного на расстоянии 6 км. Отдельные историки полагают, что оба городища составляли единый город общей площадью 20 км2, служившем столицей Караханидского государства. Вре мя возникновения города, по мнению М. Е. Мас сона, приходится на 2 половину 10 в. В.Д. Го рячева считает, что Баласагун сформировался на основе раннесредневекового городища с так называемыми «длинными» валами, характерны ми для поселений Чуйской долины. Город был окружён двумя почти параллельными вытянутыми загородительными стенами, охватывающими территорию общей площадью около 25—30 км и имел несколько ворот. Структуру города можно представить лишь приблизительно. Вместе с тем, отчётливо выделяется местоположение отдельных строений и конфигурация цитадели и шахриста на. Башня Бурана, по всей видимости, явля лась вертикальной доминантой города и к ней примыкали мечеть и медресе. Не вызывает со мнение что г. Баласагун строился на основе принципов мусульманского зодчества и градостроительного искусства. С вост. стороны рядом с минаретом располагались ряды культовых, соору жений. Среди них выделяются мавзолеи (кюм бёзы) с восьмигранным и круглым очертания ми плана. В городах возводились минареты раз ной высоты, некоторые из них возвышались над окружающей застройкой до 60 м. Расстановка вертикальных акцентов в центральной части го рода существенно изменила облик раннесредне вековых городов Чуйской долины. Наиболее ча сто вертикальный силуэт минаретов участвует в формировании архитектурного облика и в юж. регионе Кыргызстана. Минареты визуально символизировали в городской культуре и в окружа ющей сельской среде господство исламской веры. Высокие минареты мечетей в средневековом го роде использовались как градостроительно-ком позиционные акценты. Из многочисленных ми наретов до наших дней дошли только два — Бу рана и Узгенский. Строительство дворцового комплекса для правителя в стиле исламской ар хитектуры также являлся непременным услови ем закрепления политической власти мусульман на данной территории.
Похожие материалы:
Музей Боевой Славы
Музей был основан в годовщину 30-летия Победы над фашистской Германией 8 мая 1975 г. в здании, где в дни боев на подступах к Астрахани был политотдел 28-й армии, торжественно открылся музей боевой славы. . В время Великой Отечественной Во ...
Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...
Культурное развитие Енисейской
губернии в 20-60-е гг. XIX века
Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабр ...