Архитектура и градостроительство Кыргызстана
Из поселений эпохи бронзы выделяются в Чуйской долине — Беловодское (15—13 вв. до н. э.), Аламюдюнское, Александровское, Жай ылма и Каиндинское (12—9 вв. до н. э.), в Ток тогуле открыто коллективное жилище на 25 чел. Поселения эпохи бронзы принято считать «анд роновскими и чустскими», к-рые соседствовали с так называемыми «ранними кочевниками». Юж. регион Кыргызстана примыкал к урбани зированной юж. части Центральной Азии, а сев. регион преимущественно к степной кочевой культуре саков. Кочевое и полукочевое населе ние древнего Кыргызстана находилось в поли тической, хозяйственной, экономической и куль турной взаимосвязи с урбанизированным Фер ганским земледельческим оазисом. Уже в ран нем средневековье сев. регион Кыргызстана становится относительно урбанизированной терри торией, как и юж. регион.
Развитие двух типов хозяйственной деятель ности и культурно-бытовой жизни ( кочевников и земледельцев), к-рые сложились исторически на территории Кыргызстана еще в 1 тысячеле тии до н. э., обусловили параллельное существование двух видов жилища — переносного и ста ционарного.
Кочевники пользовались такими разновидно стями переносного и легкосооружаемого жилья как шалаши, шатры и юрты. Полукочевники могли прибегать к обоим видам жилища. Диа пазон стационарного жилища был довольно широк. Это — жилища в виде землянок и полу землянок, дома из глины, каменно-глиняные и из деревянных срубов. В отдельных случаях для жилья годились искусственные и естественные пещеры и гроты. Стационарные жилые строе ния от переносных отличаются не только конст рукцией, материалом, но и более развитой пла нировкой, включающей хозяйственные построй ки, иногда дворовые пространства. Все эти виды жилища имели место в древней и средневековой истории Кыргызстана. Вместе с тем юрта, по сравнению с др. видами, наиболее приспособ ленная к традиционному образу жизни кыргыз ов, по праву считается основным типом жилища, воплотившим в себе пространственно-космологические, мифопоэтические, духовно-эсте тические архетипы этноса.
История существования юрты, дошедшая до наших дней, насчитывает не менее двух тысяче летий. Ранними формами юрты были войлоч ная, с жестким деревянным каркасом и так на зываемая кибитка-повозка, т.е. юрта на колё сах. Сборно-разборная мобильная юрта сформировалась гораздо позднее.
Причудливые деревянные конструкции без гвоздей, разнообразные войлочно-тканевые обрамления, красочное внутреннее убранство, соразмерность и пространственный порядок, спе цифическая эстетика кыргызской юрты шлифо вались веками, создавая гениальное творение на родного зодчества.
Возникновение городов на территории Кыр гызстана имеет специфические особенности, свя занные со своеобразной эволюцией историче ских процессов. В эпоху железа в Ферганской долине появляются города с прямоугольной формой планировки, окружением из крепостных стен с многочисленными башнями-бойницами. Подобная планировка была у столичного города Мархамат (Эрши). К такому же относится Янги- Базарское городище (вблизи с. Эски-Ноокат). Город Мархамат (Эрши) как столица Даваньско го государства имел важное социально-полити ческое, культурно-экономическое значение во всей Ферганской долине.
А. Н. Бернштам указывает, что Эрши состо ял из двух частей — внутренней и внешней. Во внутреннем городе, обнесённом крепостной стеной, выделяются жилые кварталы, дворцы пра вителей, религиозный центр и др. Ориентиро ванный по сторонам света внутренний город составлен в виде строгого прямоугольника разме ром 500x750 т. Дворец был возведён из гли ны, в плане имеет «т»-образную планировку. На против дворца располагалось вытянутое с восто ка на запад храмовое сооружение, а между ними находилась площадка для священного огня. Се редину городища формируют ряды мастерских и жилые дома ремесленников. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и образовывали целые монолитные кварталы. Стены в жилых домах воз водились солидной толщины, что позволяло предусматривать в них несколько ниш. Внут ренний город был защищен высокой и прочной крепостной стеной с башнями, для возведения стены использовались крупные квадратные кир пичи размерами 40x40x10 ст. Предвратное со оружение и трое ворот обеспечивали связь с внеш ним окружением. Внешний город также был обнесён оборонительной стеной, но без башен. Внутри этого пространства сохранились много численные остатки отдельных сооружений и хол мы. По историческим сведениям данный город построили племена аристеи. А. Бернштам указы вает, что эти племена скифского происхожде ния, славились своими лошадьми и почитали культ коня.
Похожие материалы:
Культура казаков, адыгов и ногайцев
КУЛЬТУРА КАЗАКОВ
Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно ...
Герой-земляк В. В. Олейников
В центре села расположена Братская могила, где захоронены воины, павшие смертью храбрых при защите и освобождении М-Александровки от немецко-фашистских захватчиков 1942 г. Жители поставили памятник павшим. Это солдат-победитель.
И соврем ...
Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...