Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения

Страница 1

Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, человеческое достоинство. корсары город потерянных кораблей прохождение

Но русские люди, оказавшись в необычных для них условиях Крайнего Северо-Востока, стали переносить в свой быт и элементы жизни местного населения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что они восприняли немало слов из языков местных народностей и прежде всего хозяйственно-бытового характера. Например: руйта (чукот., ламут) — шалаш, кладовка особого устройства для хранения свежей рыбы и прочего; саиба (юкагир.) — небольшой амбар на «ногах»; чаат (чукот.) — аркан, плетенный из сыромятной кожи, для поимки оленей.

Дружественные отношения между русскими людьми и коренным населением способствовали дальнейшему освоению богатств сурового края.

Русское правительство проявляло интерес к природным богатствам Северо-Востока. Однако в записках первопроходцев не имелось каких-либо сведений о наличии здесь полезных ископаемых. В 1683 году по приказу якутского воеводы была снаряжена экспедиция во главе с казаком Антипом Сидоровым для поиска в устье реки Анадырь золотых, серебряных и медных руд. Поиски эти результатов не принесли.

Тогда же в Анадыре были допрошены промышленные и торговые люди, много лет проживавшие здесь. Они показали, что полезных ископаемых не знают и не слышали об этом ничего. Так стало складываться мнение о том, что никаких богатств недра Северо-Востока не содержат и единственной ценностью в этом крае является пушнина.

По заданию правительственных чиновников отряды служилых людей вводили ясак. О формах ясака рассказывает одна из наказных грамот: «А собирать ему, государю, ясак соболи добрые . и шубы собольи и бобра, и выдры и черные лисицы и сиводушчатые, рыси и песцы голубые е лапы и хвосты, и кость рыбья зуба .» Ясак был «окладной» — заранее установленных размеров и «неокладной», взимавшийся тем, «что принесут». Распространены были «добровольные поминки», то есть дары царю. Для взимания дани использовались два средства: присяга коренного населения н раздача подарков за выплату ясака. Подарками награждались чаще всего князьки, иногда получали их и простые люди, больше других сдавшие мехов. «Государево жалованье» раздавалось в виде ткани, медных изделий, соли. Это скорее всего напоминало меновой торг.

В правительственных предписаниях указывалось на необходимость мирных взаимоотношений с коренными народами: « .велеть их прежде уговорить ласкою и приветом и к шерсти привести на том, что им быть под государскою царскою рукою и ясак с себя платить». Уже к началу XVIII века в подданство России перешли многие юкагирские, корякские и другие племена.

Сбор ясака вызывал определенные трудности. Во-первых, обширная территория края была заселена малочисленными племенами, большинство из которых вели кочевой образ жизни. Во-вторых, здесь не было никаких государственных органов управления.

Чтобы облегчить сбор налогов, служилые люди прибегали к аманатству: брали заложников в каждом племени, держали их под строгим надзором до выплаты подати.

Некоторые племена оказывали сопротивление сборщикам ясака. Наиболее активно вели себя чукчи. Они нападали на соседние корякские и юкагирские племена, принявшие подданство России, вступали в вооруженные схватки с отрядами казаков.

Стремясь подчинить непокорные пароды, правительство снаряжает военные экспедиции.

В 1729 году отряд казаков направился на корабле из Охотска к устью реки Пенжина, но у Тауйска судно потерпело крушение. Казаки в сопровождении якутов, эвенов и коряков двинулись пешком на северо-восток. При встрече с большой группой чукчей отряд был разгромлен, а командир убит.

Принявший командование майор Дмитрий Иванович Павлуцкий совершил поход на непокорные племена. В результате похода были захвачены у чукчей военные трофеи и освобождены 44 пленника.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Семик (Зелёные Святки, Четверток, тюльпа)
праздник весенне-летнего календарного периода, отмечался в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространён в России повсеместно. Предположительно, в древности С ...

Ислам - консолидирующая религия татар
До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только ...

Архитектурный памятник начала XIX века
Здание бывшего дворянского собрания (ул. III Интернационала, 33) Здание бывшего дворянского собрания находится на площади Свободы. Оно построено в классическом стиле в 1826 году и отли­чается красивыми пропорциями, стройным портиком из ...