Культура местного населения

Страница 6

Рост экономического благосостояния коренных малочисленных народов способствовал развитию резьбы по камню и созданию различного рода мужских, женских и детских украшений с использованием приемов изобразительного искусства. Среди украшений - подвески фигурок животных: нерпы, моржа, профильные изображения человека, а также лодки-каяки, солнце, растения. Тонкий орнамент был нанесен на наконечниках гарпунов, гребнях, заколках, амулетах, различных детских подвесках. Украшения и орнаментированные изделия древних морских зверобоев Охотского побережья и Берингоморья свидетельствуют о высокой духовной культуре коренных арктических народов, широком распространении орнаментальных традиций и процветании художественного творчества. Скульптурные изображения моржа, нерпы, найденные в Приморье, на Камчатке и Чукотке, свидетельствуют о существовании культа этих морских животных на довольно обширной территории, что нашло отражение и в фольклоре народов, населяющих приморские районы Дальнего Востока. Эскимосы помещали фигурку тюленя внутри байдары для удачного промысла.

Значительным событием в искусстве чукчей было появление сюжетной гравировки на кости. Первоначально это были скульптуры из обсидиана (фигурки птицы-нерпы, тюленя с четко выраженной головой и плавниками, тритона, человека в одежде, птицы-человека, ритуальные ложки). Позже были найдены скульптуры в виде подвесок - профиль женщины, голова медведя, морского котика или сивуча, гуся. Женские украшения свидетельствовали о принадлежности женщины к более высокому положению в общине. Размеры фигур 2-8 см.

Как у эскимосов, так и у чукчей была распространена художественная татуировка, которой в основном занимались женщины. Наносили ее на лицо, плечо, руки. Содержание татуировок: знак принадлежности ребенка к тому или иному роду, ограждение от злых духов, показ социального и материального благополучия.

Рисунки древних художников - петроглифы - были открыты в Заполярной Чукотке на р. Пегтымелъ в 1965-1968 гг. На них изображены сюжеты морской охоты и охоты на дикого оленя, сходные по технике выполнения рисунков с косторезным искусством; около 50 композиций из различных фигур, рассказывающих о занятиях древних чукчей и эскимосов.

Первыми рисунками (черточки, прямые линии, зигзаги) были гравировки на плоском сланце. Затем в наскальной живописи появились обрядовые сценки, связанные с магическими действиями: изображение белого медведя, попавшего в ловушку, оленя с занесенным над ним ножом.

Второй категорией рисунков было пиктографическое письмо, которое использовали для передачи информации родичам или соплеменникам о перемещении отдельных семей, их занятиях и событиях, жилищах.

Третья категория рисунков отражала мировоззренческие идеи или космические представления чукчей. У подножий гор, при тусклом освещении костра слагали древние люди легенды и мифы - их передавали устно и в графике на сланцевых плитках, плоских камешках, больших валунах, скалистых выступах, благодаря чему эта своеобразная летопись понимания Вселенной сохранилась до наших дней. Наносились рисунки на обереги и амулеты, наконечники стрел, ритуальные бубны, ковшики.

Рисунки выполняли кровью нерпы, моржа или сажей. Постепенно сюжеты дополнялись подробностями из реальной жизни чукчей: ничьи сценки, охота белого медведя на тюленей.

В искусстве гравировки по кости произошли большие изменения: появились портретные изображения, вырезаются праздничные ритуальные маски. Гравировка на сюжеты народных чукотских и эскимосских сказок — одно из направлений самобытного национального искусства.

Праздники, песни, танцы в народной педагогике чукчей и эскимосов занимают особое место. Они являются важнейшей частью культуры и быта, без которой нельзя создать представление о культурно-историческом облике автохтонных народов.

По содержанию танцевальное искусство было связано с хозяйственно-промысловой деятельностью. Типы танцев: танцы-состязания, исполняющиеся под аккомпанемент бубнов; танцы-пантомимы, игры-танцы сиюминутного характера; танцы, завершающие обряды благодарения, «тевляыргын» (стряхивание). В религиозно-культовой традиции малочисленных народов ведущее место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов, чему служили танцы «тевляыргын» и «изгнание злых Духов».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

История создания улиц в Нижнем Тагиле
История тагильских улиц составляет неразрывную часть истории Нижнего Тагила, одного из старейших поселений Тагильского Зауралья. Названия первых улиц Нижнетагильского селения впервые упомянуты Вильгельмом де Геннином, возглавившим горное ...

Музыкально-общественный деятель Ахмет Жубанов
1906-1968 Жубанов Ахмет Куанович композитор, музыковед, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Жубанов учился в Ленинградском музыкальном техникуме им. М.И.Глинки (по классу скрипки А.А.Этигона) и в консерватории им. Н.А.Римс ...

Красноярский парк флоры и фауны "Роев ручей"
Парк флоры и фауны «Роев ручей» - один из крупнейших зоопарков Сибири, расположенный в живописных окрестностях Красноярска, рядом с заповедником «Столбы». «Роев ручей» - одна из «визитных карточек» Красноярска. А «визитная карточка «Роев ...