Культура местного населения
Мужчины отдавали предпочтение в одежде пестрым или белым оленьим шкурам, органично вписывающимся в местный ландшафт. Праздничную кухлянку украшали меховыми полосами или контрастными по цвету вставками, меховыми кисточками и бахромой из ровдуги, различными подвесками, бисеринками. Надевали ее на игрища, при поездке в гости, при перекочевках. Кухлянка шамана отличалась большим количеством ремешков, нашитых спереди и сзади, амулетов. На рукавах и груди нашиты кусочки шерсти, ворот украшался белой полоской из меха белого оленя, собаки.
В качестве дождевика женщины носили длинную камлейку, которая была непромокаемой, ее шили из кишок лахтака, моржа или нерпы и украшали перышками птиц и меховыми кисточками.
Мужская обувь чукчей различалась по сезонам, форме, покрою и материалу, из которого она изготовлялась. Особую красоту торбасам придавали вставки, расшитые оленьим волосом и цветными нитками. Женская обувь по покрою и материалу была сходна с мужской, но отличалась орнаментом, красочностью цветных ниток, бисерными узорами, аппликациями, полосками шкурок.
У народов Севера были три вида рукавиц: зимние, летние и праздничные. Рукавицы расшивали мехом, кожей или вышивали цветными нитками. Пояс на мужской одежде - украшение. Украшали пояс бубенцами, костяными пуговицами, подвешивали обереги. На Поясе крепится нож в кожаном чехле. Головной убор чукчей составлял капор, сшитый из шкурок и лап лисы, собаки, пыжика. Малави шились из лисиц и песцов. Приморские чукчи и эскимосы носили домашнюю, «сухую» обувь. Это своеобразный вид тапочек с ажурными узорами из белой кожи.
Детям шили комбинезоны из шкур оленя мехом внутрь с наглухо зашитыми рукавами и штанами. Дети старшего возраста носили од е образцу своих родителей.
Чукчи использовали в одежде кожу и мех оленей, тюленей ков, росомах, зайцев, собак, редко - пушных зверей. Художественной обработкой кожи занимались только женщины. Чукотские мастерицы вырезали из кожи различные фигурки человека, тюленя, касатки и изображения «личных защитников». Покрой одежды б прост, но трудность ее шитья заключалась в рациональном использовании материала, продуманной отделке, учете швеей возраста пола ребенка.
Красивы мелкие кожаные предметы: ножны, пояса, ремни мешочки, сумки. Сумки изготавливали из шкуры оленя мехом наружу с отверстием посередине. Такие сумки служили для хранения одежды и заменяли подушки. Женщины имели также традиционные сумочки для хранения ниток, иголок и других мелких вещей. Чукотские женщины плели красивые сумки из волокон кипрея, крапивы и дикой ржи, растущих в приполярной тундре. Приемы плетения очень сложны, в основу волокон вплетались более темные, чем сама сумка, травы. Коврики плели из меха и разноцветной кожи.
С этнографической и эстетической точки зрения большой интерес представляют люльки для новорожденных детей. У эвенов и чукчей они напоминали небольшую деревянную лодку. Основной этномаркер: люлька обтянута оленьей кожей и украшена орнаментом.
Самобытны традиции северных народов в шитье бисером. Имелась бисерная расшивка седла, тапочек, детских люлек, пояса охотника с пороховницей и мешочком.
В изделиях преобладает орнамент прямоугольной формы (прямые линии, квадраты, ромбы, прямоугольники). На некоторых вещах: тапочках, сумках, точки, круги, овалы, дуги, волнообразные линии, складывающиеся в полосы, звездочки и крестики. В настоящее время сущность народного шитья не изменилась. Сюжеты вышивок связаны с многочисленными растениями тундры.
Мотивы бисерных композиций - треугольники, овалы с заостренными концами, полукруги, круги разных размеров, кольца с расходящимися во все стороны лучами. Цвет вышивок: белый, красный, желтый, синий и зеленый. В сюжетах и цвете просматриваются переживание мастерицы, ее настроение, эстетический вкус.
Художественные изделия изготовляли в каждой семье.
Наибольшего совершенства у чукчей и эскимосов достигла художественная обработка кости - рисунок, барельеф и скульптура, истоки резьбы по кости древние. Первоначально это были скульптуры из кости оленя, моржа, кита, тюленя, собаки и птиц размером 2-8 см. Силуэты скульптур просты, фигуры животных обтекаемы, они украшались орнаментом из точек, коротких штрихов, завитков. Чукчи любили вырезать Пеликена. С этой скульптурой они связывали свои мечты. Пеликен - «добрый хозяин тундры», ходит всюду, его единственное оружие - посох, которым он колотит плохих людей. Кого поколотит, тот никому зла больше не причинит. Защищает слабых и обиженных. Скульптуру клали в маленький меховой мешочек, иногда вынимали, долго рассматривали, советовались, каялись в разговоре с «хозяином тундры». Просили Пеликена охранять селение, каждую семью, особенно детей, от злых духов, от болезней и разных бед.
Похожие материалы:
Музей Боевой Славы
Музей был основан в годовщину 30-летия Победы над фашистской Германией 8 мая 1975 г. в здании, где в дни боев на подступах к Астрахани был политотдел 28-й армии, торжественно открылся музей боевой славы. . В время Великой Отечественной Во ...
Календарная традиция
Чтобы избежать двусмысленности и не осложнять предмета исследования, определимся с научными понятиями, к которым будем обращаться неоднократно далее. Фундаментальной культурологической категорией, рожденной в недрах онтологической концепц ...
Русская народная лирическая песня
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенно ...