Экскурсия по пещере
Осмотреть можно первые 200 метров пещеры. Для посетителей проложена пешеходная дорожка. Недалеко от входа в пещеру на стенах видны копии рисунков первобытных людей: мамонты, лошади, носороги, бизоны, различные символы. Они выполненные художникам - реставраторами из Третьяковки. Настоящие рисунки находятся в глубине пещеры. Пройдя до первого, главного поворота в пещере, попадаешь в Главную галерею. Света здесь еще достаточно, но ты уже на пороге подземелья. После первой решетки надо включать фонарь, иначе имеешь все шансы ушибиться, пол неровный. Преодолевая нагромождения камней, поднимаешься медленно вверх, и вот - последние ворота. С правой стороны луч выхватывает скромный памятник Игорю Нассонову. Молодой парень, спелеотурист, погиб от остановки сердца ещё в 50-е годы прошлого века. Может быть, он чего-то испугался, может ещё что. На следующий год его товарищи вернулись в Капову пещеру и установили этот памятник. Наконец мы внутри. За спиной с металлическим лязгом захлопнулись ворота, отделяющие нас от дневного мира. Зал, где встречаешься с пещерой по-настоящему, носит название Сталактитовый, здесь дорога раздваивается: можно по металлической лестнице взобраться на верхний этаж, а можно пройти в средний, который, кстати, намного короче. До развилки доходят почти все жаждущие пещерной экзотики, а вот дальше не каждый решится перешагнуть барьер, отделяющий мир земной от подземного. У решетки экскурсовод предлагает потушить фонари и послушать звуки пещеры. В наступившей тишине слышится «кап – кап – кап»… Возможно, поэтому пещера и называется – Каповой?
Пещера изменчива не только в пространстве, но и во времени: летом, проползая по узкому проему, ведущему к Дальнему озеру, наполовину оказываешься в воде, а зимой, с удивлением отмечаешь, что стало сухо и пролезть можно, оставшись сухим и чистым.
Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна.
Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое испытываешь в ней, почти невозможно. Кто не ходил по пещере, не пил хрустальную, сладкую воду из подземных озер, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах, а кто был - предпочтет всем рассказам возможность побывать в Шульган-Таше еще раз.
А посетителей в пещере немало. Ежегодно тысячи людей посещают Государственный природный заповедник Шульган-Таш, основная их часть совершает экскурсию по знаменитой пещере (в среднем 4-5 тысяч человек за летний сезон). Но кроме известной во всем мире Каповой, заповеднику есть чем гордиться. Здесь живет известная во всем мире пчела "бурзянка", прародительница славы башкирского меда. Само слово "заповедник" подразумевает богатство и нетронутость природы. Горы покрыты диким лесом, луга напоены запахом цветов и трав, прозрачны ручьи с редкой нынче форелью, множество живности от крошечной полевки до бурого медведя. И все это вплоть до самой маленькой былинки охраняется и окружено заботой сотрудников заповедника. Естественно, что в начале наплыва людского потока, вызванного славой сенсационного открытия, заповедный край оказался под угрозой потери девственности природы .
Похожие материалы:
Этнологический портрет Кавказа
Особенно наглядно указанные закономерности этноэволюции можно проиллюстрировать на примере Кавказского региона, арене жесточайшей борьбы народов за существование, борьбы, полной трагизма, которая не затухает и поныне.
Можно ли говорить о ...
Ислам - консолидирующая религия татар
До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только ...
Отражение исторической действительности ногайского народа в литературе
Литературные традиции ногайского народа уходят в далекое прошлое. Ногайские племена, выделившиеся из общей массы тюркских племен в начале XIV в., получили в наследство от своих предков сравнительно высокую культуру.
Литература племен, уч ...