История строительства кафедрального собора города Алматы

Страница 1

История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становится областным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм успел ощутить потребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868 г., с самого начала было обречено на превращение в долгострой: не полная документация, постоянные смены ответственных производителей.

Верный быстро приобретал все большее политическое значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая была временно установлена в станичной новой церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор[5]. Это событие послужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. В том же году принимается решение о строительстве нового здания кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло еще около десятка лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Серебренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение в 1887 году внесли изменения в эти планы. Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города.

После 1887 года Верный начинает заново строиться. Пока «суд да дело» дл кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего 28 Панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена.

Несмотря на постоянные ходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями, только 1899г., наконец, Строительному комитету и Епархии был предоставлен на утверждение новый проект здания собора, разработанный архитектором К.А. Борисоглебским. В 1900 г. Строительным отделением Семиреченского областного правления при его рассмотрении было отмечено, что «Величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержания престижа русского имени и православной веры с ея представителем в мусульманском крае[6]».

С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, взывая бури сомнений и предложений. В итоге в 1903 г. в Санкт-Петербург Святейший Синод доработанный проект Борисоглебского и новую смету, составленную инженером А.П. Зенковым.

Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 г., и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен А.П. Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера.

Многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Это применение железобетонных конструкций, антисептиков, приточно-вытяжных систем вентиляций и специальных каналов. Благодаря инициативе производителя работ Зенкова, при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что создало надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен была укреплена по углам и в простенках: срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Нагели в стенах устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Этническая история и состав населения края
В результате сложных исторических процессов, в Забайкалье, занимающем территорию различных природных зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край стал своеобразным «домом» для многих народов. Здес ...

Коряки
Коряки Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам ...

Народные обычаи, верования и религии казахов
Казахские народные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых в повседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке ...