Этапы жизни ребенка
У хакасов достаточно четко разработаны категории половозрастных групп детей, что было необходимо для дифференциации возрастно-специфической деятельности в социальной и религиозной сферах. Общее название детей у хакасов — это пала («ребенок»). Но в зависимости от возраста, физиологических и психических данных, его относили к той или иной возрастной группе. Так, например, ребенка, только что родившегося, называли час пала, что в переводе означает «свежий ребенок». Также младенца называли еще начах, ыначах или оначах.
Возраст примерно трех лет считался очень важным для ребенка. Он в это время полностью переходил в мир людей. К этому возрасту ребенок, как правило, умел ходить, разговаривать, осознавал свой пол и свое место в семье и, таким образом, вписывался в систему социальных связей на уровне семьи. Такого ребенка хакасы называли кiчиг пала (т.е. маленький ребенок) или просто пала. Этот период жизни (примерно до 6 - 7 лет) ребенок в основном проводит в игре, очень мало или почти совсем не занимаясь хозяйственными работами. Единственное, что он мог делать в этом возрасте кроме игры, — это несложные paботы по дому. Именно в этом возрасте дети чаще всего объединялись в группы, целью которых были совместные игры. К тому же они могли приглядывать друг за другом.
Следующий этап в жизни ребенка — это возраст примерно с 6 - 7 до 12 - 14 лет, когда ребенок уже в большей степени занимался хозяйственной деятельностью, овладевал трудовыми навыками и лишь небольшое количество времени мог уделять играм. Чаще всего игры в этом возрасте были индивидуальными или с небольшим числом участников. В этот период жизни дети могли объединяться для совместной работы, например, при пастьбе скота, при собирательстве, рыбной ловле и т. д. Поведение детей в этом возрасте отличается задиристостью, подвижностью, поэтому хакасы называют детей такого возраста саарбах пала, т. е. «озорник, хулиган, задира».
Следующий период — когда ребенок считался выросшим, созревшим. Мальчик в этом возрасте на равных с отцом и старшими братьями участвовал во всех семейных и хозяйственных делах, а девочка считалась невестой и умела делать все то же, что и ее мать. Причем девочек старались отдавать замуж именно в этом возрасте. Но если девушка и не умеет что-либо делать, то она быстро научится этому в семье мужа. Хакасы полагали, что, если девушка выйдет замуж вовремя, характер ее будет мягким и она будет послушна мужу. Подростков в этом возрасте называли постан или постын, что означает «созревший». Человек в этом возрасте становился самостоятельным и в некоторых случаях мог принимать решения независимо от главы семьи, хотя и жил вместе со своими родителями. В тех случаях, когда семья лишалась отца, мальчик этого возраста автоматически становился главой семьи.
В некоторых улусах, видимо, существовали свои критерии перехода ребенка в возраст постын. Например, в улусе Харгалар на окраине лежал большой камень, который имел специальное название хапчан mac, что означает «камень, за который берутся». Отец приводил к этому камню своего сына и заставлял поднимать его. Если мальчик поднимал этот камень до колен или выше, он считался постан оол. Стал ли ребенок взрослым, определялось не только по его умению и навыкам работы, по уровню физиологического развития, но и по психологическим характеристикам. Например, по его поведению, уровню умственного развития, по смекалке, приветливости и т.д. Кроме того, существовало несколько признаков того, что ребенок стал совершеннолетним. Так, если ребенок умел пилить бревна и мог поднимать их, умел ухаживать за лошадью, упряжью, седлать ее, мог определить время по солнцу, прямо держать плуг и борозда у него получалась ровная, сам мог сделать копну сена, он считался постын.
Похожие материалы:
Cпецифика этнических конфликтов и их причины
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются дру ...
Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности
Ошибочно считать, что федерализация по национальному признаку обеспечит сохранение этнической культуры. В основном, такая система выгодна для национальных элит, но не для сохранения национального языка и традиций. Нас разделяют символы пр ...
Елим Павлович
Самой заметной фигурой среди наследников П.П. Демидова был его старший сын Елим Павлович, егермейстер высочайшего двора, Для своей карьеры он выбрал традиционное семейное поприще — службу в Министерстве иностранных дел. В канун февральско ...