Монгольские завоевания и Волжская Булгария
Итальянский монах, путешественник Карпини Джиованни дель Плано в 1245–1247 гг. по поручению римского папы совершил путешествие в Монголию с целью обращения монгольского хана в христианство и для сбора сведений о монголах и их дальнейших намерениях. Карпини побывал в ставке Бату на Волге и в ставке великого хана Гуюка в Монголии. Отчет о поезде он изложил в труде «Libellus historicus», который содержит ценные сведения о монголах, булгарах, кипчаках и других народах. https://magnumnn.ru палочки для мороженого.
Очень интересны сведения о том как живут монголы, как создано войско Чингисхана, каким образом они завоевывают города и укрепления: «Об их жилищах. Ставки [юрты] у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведен огонь. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудности людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся, и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. И куда бы они не шли, на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой.
Об их имуществе. Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, казами и лошадьми вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
О разделении войск. О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше. То все они умерщвляются, и если бегут десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются…
Об осаде укреплений. Укрепления они завоевывают следующим способом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь[22]
; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит так сказать, неугасимо… А если они одолевают таким образом, и этот город или крепость имеет реку, то они преграждают ее или делают другое русло и, если это можно, потопляют это укрепление. Если же сделать этого нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землею входят в него в оружии…
Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором…
Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы… замысел татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир…»
Похожие материалы:
Особенности действия партийно-советской системы 1964-1985 гг. в
Дагестанской АССР
Дагестанская АССР, как и другие административные единицы СССР, образованные по национально-территориальному признаку, в анализируемый период 1964 – 1985 гг., в отношении общественно-политического устройства характеризовалась действием сло ...
Успение
Успение Богородицы – Первые Осенины. Народное название великого двунадесятого Богородичного праздника православной церкви Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 15/28 августа. Установлен в память её преставлен ...
Декабристы в истории Омска
Начало XIXв ознаменовалось бурными событиями наполеоновских войн, «грозой двенадцатого года» и восстанием декабристов. От всех этих далеких событий Омск не остался в стороне. Передовая интеллигенция города собирает пожертвования на ополче ...