Монгольские завоевания и Волжская Булгария
Рубрук Вильгельм де – фламандский путешественник, монах. В начале 50-х гг. Х111 в. путешествовал по Крыму, Причерноморью, Поволжью и Монголии, побывал в ставке Батыя, Каракоруме – столице Монгольской империи. В 1254 г. отправился в обратный путь. Свои впечатления изложил в труде «Путешествие в восточные страны» (1255): «…Итак, выехав из Солдайи[23], на третий день мы нашли татар. когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир…
Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи [Китая] и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из великой Булгарии и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою…
Эта река [Этиль] превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу и впадает в некое озеро [Каспийское море]…
А эти булгары – самые злейшие саррацины[24] крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой»/
Биляр был сильно разрушен 1236 г. и, хотя он впоследствии частично был отстроен, но утратил былую мощь и политическое положение. Болгар же, благодаря расположению недалеко от слияния Волги и Камы, вновь стал важным центром и не только для самой Болгарии, но и для новообразованной Золотой Орды. Он имел древние традиции богатой городской культуры и был удобным опорным пунктом для сохранения власти завоевателей в Восточной Европе.
По персидскому сочинению «Ферхег – намэ» известно название города Болгара как «Золотого трона» («Алтын тахт») золотоордынских ханов.
Таким образом, исторические источники свидетельствуют о том, что на первых порах, в период отсутствия своих городов, монгольские правители пользовались старыми, домонгольскими, центрами завоеванных земель. Примером этого в Среднем Поволжье служит Болгар.
К Х1V столетию принадлежит также сичинение Ибн Батуты, арабского путешественника. В 1334 г. он побывал в Золотой Орде, жил в ставке хана Узбека. «Я слышал, говорит Ибн Батута, разговоры о г. Булгар и захотел туда отправится чтобы поверить собственным глазам, что рассказывается о нем, узнать чрезвычайную продолжительность ночи в этом городе и продолжительности дня в другое время. Между Булгаром и кочевкою султана было расстояние на 10 дней пути». Ибн Батута сопровождаемый спутником, данным ему самим ханом, отправился в Булгар, пробыл там трое суток, убедился в продолжительности дня и собрал сведения об особенностях путешествия оттуда в землю Мрака. Больше, к сожалению, Ибн Батута о Булгаре ничего не сообщает.
В первой половине Х1V в. – в период могущества Золотой Орды – Болгар оставался центром болгарских земель, являясь одновременно одним из самых крупных городов в ордынских владениях на северо-западе.
Вследствие единства государственной религии (ислам), сходства литературного языка (поволжский тюрки) и многих элементов городской культуры Волжская Болгария была гораздо ближе Золотой Орде, чем некоторые не тюркские государства, например Русь. Исследователи отмечают, что в исламизации Орды видную роль сыграл Болгар.
Город Болгар в Х1V в. считался одним из лучших городов улуса Джучи. Ал-Омари, например, писал, что один из известнейших городов Золотой Орды – это Болгар. Факт чеканки джучинских монет в Болгаре от имени ханов Орды говорит о подчиненном положении этого города по отношению к центру – Сараю. В 30-х годах Х1V в. прекратилась монетная чеканка в Болгаре, а еще раньше – в Азаке и Крыму. Но болгарский денежный рынок в 1340-х годах еще сохранял некоторое своеобразие, связанное с чеканкой здесь до 1330-х годов местного дирмеха. В этом, возможно, проявились стремления к обособлению Болгара и его округи, которые усилились в последний период существования Золотой Орды.
Похожие материалы:
Иван Купала (Рождество Святого Иоанна
Крестителя, Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила)
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Церковь относит праздник к категории ...
Печи
С ростом потребности в железе и умения «варить» его появляются специальные печи, устраиваемые в самом поселке, но уже подальше от жилищ, на краю его, у вала. Так расположены печи на белорусских городищах I—VII вв. н. э., например, в Оздят ...
Русский старожильческий комплекс
Буряты впервые встретились с русскими в 1628 году, а уже в 1640 г. Возник Верхоленский, в1646 г. Верхнеангарский, в 1648г.- Баргузинский, в 1655г.- Селенгинский, в 1666 - Верхнеудинский остроги. А позже и другие, которые стали центрами ос ...