Традиционный быт удмуртской семьи
Одежда.С развитием производства изменениям подвергается и одежда. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают, что в традиционном костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты. Атаманов И.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов: «Наиболее древним типом, сохранившим черты древнейших типов одежды пермских народов, был северный. Основу его составляла рубаха из белого домотканого холста туникообразного покроя, богато украшенная вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всех северных удмуртов. Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном, кроившимся также как и рубаха, но с отложным воротником и рукавами, имевшими продольный разрез на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы, воротник кафтана богато украшались вышивкой, иногда к ним пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури. Кафтан данного типа имеет большое сходcтвo со свободным кафтаном завятских удмуртов (крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава - рудимент длинных ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных удмуртов объясняется их единой этнической основой, восходящей к ананьинскому населению. Неотъемлемой частью женского наряда были нагрудники, сплошь вышитые шелком, закрывавшие грудной разрез у замужних женщин, а также передники. Большим разнообразием отличались женские головные уборы. Самым распространенным у девушек была холщовая шапочка, обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины носили так называемые головные полотенца, концы которых украшались вышивкой и которые надевались поверх платка. В праздничный наряд женщин входило значительное количество украшений из бус, бисера, раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространенной обувью были лапти».
Южно-удмуртские комплексы сформировались под влиянием степных скотоводческих культур. В этих типах сохранились древние элементы, берущие начало с ананьинской эпохи. В более позднее время на них отразилось влияние материальной культуры булгар, затем татар и башкир. Как и у северных удмуртов, одежда шилась туникообразного покроя из одного цельного куска белого полотна, перегнутого в плечах. К бокам пришивались два скошенных клина также из белой домотканины. Поверх рубахи надевали вышитый нагрудник прямоугольной формы, в его декоративном оформлении использовался и позумент. Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки, в отличие от северно-удмуртских, шились с высокой грудкой.
Разнообразием отличались головные уборы: они состояли из налобной повязки головного полотенца, конусообразного берестяного головного убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушки обычно носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным полотенцем. Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий, разнообразных жетонов, накладок, подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечные повязки, браслеты, серьги, У девушек - накосники.
Мужская рубаха также шилась из белого холста, носили ее навыпуск, подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем. Традиционным головным убором был колпак цилиндрической формы, сшитый из домашнего сукна. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями.
Одежда удмуртов, как северных, так и южных, различалась по возрасту, семейному положению, по функциональному назначению.
Пища.
Особенности природно-экологической среды, хозяйственной деятельности и уровень ее развития, межэтническое взаимодействие находили отражение в народной традиционной пище. Основу традиционного питания удмуртов составляли зерновые продукты, они входили в большую часть блюд народной кухни. С вхождением в состав Русского государства главную роль среди злаковых заняла озимая рожь. Именно в это время произошел переворот в питании: пресные лепешки заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были очень разнообразны, к числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков, коржей, небольших хлебцев, лепешки из кислого теста, а также хлебцы из овсяной муки. Популярны были пельмени, судя по названию имевшие общепермское происхождение.
Похожие материалы:
Период творческой зрелости Г.И. Гуркина
Успех окрылил художника, он с головой уходит в работу.
В сентябре - ноябре 1921 года им были выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.
Со второй полови ...
Условия и причины возникновения аталычества
Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество от ...
Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная
неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст)
Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря.
Срок её проведения зависит от даты главного христианского праздника Пасхи.
По православным пасхал ...