Традиционный быт удмуртской семьи
Жилище.Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVI вв., когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государства земледелие заняло главное место в хозяйстве края.
Это неизбежно повлекло и изменения в других сферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям в структуре питания, что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. К этому периоду (XIV-XVI вв.) относится появление краеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком для дальнейшего развития жилища.
С развитием хозяйства стали строится отдельные строения, в которых функционировала хлебопекарная печь, впоследствии эти постройки приобрели черты жилища типа "изба". Taким образом, с XV в. удмуртское жилище, состоявшее ранее из комплекса "куа + клеть", приобрело вид "изба + клеть + куа", в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа. Оформился традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.
С развитием хозяйства и ростом значения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственной значимости куа - происходило ее функциональное истощение, улучшились конструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия удмуртов преследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее конструктивное и архитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства, ранее ей не приписываемые.
Крайне мало материалов, характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв. Но несомненно, что уровень домостроительства, основанный на древних традициях, был достаточно высоким. По мнению ученых, в этот период для всех финно-угорских народов был характерен потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем к боковой стене избы или к двери и отсутствие окон.
Большинство исследователей говорят о том, что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу в своей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил в помещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему находиться в помещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилался из бревен, отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кроме переднего, строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарского населения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь, употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из липы, березы, лыка и бересты самими крестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получила распространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода
Крестьянские жилища были очень тесны. Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».
Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался для хранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда и инвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные и функциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древних финно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает некоторое основание предполагать определенное скандинавское влияние (через посредство прибалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов, в том числе и удмуртов.
Похожие материалы:
Церковь святой Троицы
Построена в конце XVII века. Некоторые историки считают, что облик именно этой церкви в XVIII веке станет основой для создания серпуховской архитектурной школы. В XIX веке обветшавшую церковь несколько раз перестраивали, но к самобытности ...
Астраханский поэт Мажлис Утежанов
«Я – русский казах» - так гордо писал о себе в стихах наш земляк, поэт и прозаик Мажлис Утежанов.
6 сентября ему бы исполнилось 70 лет. (1935-1998). Он родился в селе Алтынжар Володарского района. Первые стихи начал писать рано, еще в ш ...
План
"Восток"
План "Восток" - это план для отражения Польшей возможной военной агрессии со стороны Советского Союза. Окончательно данный план был утверждён в 1938 году, хотя планы по обороне восточных рубежей существовали и постоянно изменяли ...