«Никто не забыт, ничто не забыто !»
Следует отметить, что благодаря грамотным действиям ПВО ни одна немецкая бомба не упала на Саратовский железнодорожный мост несмотря на отчаянные усилия люфтваффе. Помимо противовоздушной обороны, для охраны железнодорожных узлов была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов. За несколько недель в стороне от Ртищева, Благодатки и разъезда Дубасовского на полях в направлении Ивано-Куликов и Кургана возвели насыпь, вдоль полотна установили семафоры. На строительство строго засекреченных оборонительных сооружений привлекли рабочих и служащих узла, колхозники предоставили гужевой транспорт. По сигналам служб воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино или Саратова о вылете немецких бомбардировщиков в сторону Ртищева, ответственный работник отделения дороги А. И. Богатырёв давал команду выключить единый рубильник для узла и города, которые погружались во тьму. Одновременно зажигались огни на ложных объектах, которые и подвергались бомбардировкам. Благодаря этому Ртищево и узел понесли минимальный ущерб от налётов вражеской авиации[2].
Неоднократно фашисты подвергали бомбардировкам Саратов и некоторые другие города области, железные дороги. В Саратове главным объектом авианалетов были авиационный завод, крекинг - завод, ГПЗ-3, Увекская и Ульяновская нефтебазы. По данным архивной службы[3] Саратовской области, всего на город было совершено 25 налетов. Самыми серьезными стали бомбардировки в конце июня и последней декаде сентября 1942 года, в июне 1943 года. Постоянно минировалась Волга. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Имелись и жертвы. Так, во время одного из налетов на крекинг-завод погибли 129 человек. 21 сентября 1942 года немцам удалось поразить баржу на Волге около Саратова. Погибли 250 человек.
Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. В результате эвакуации из западных районов СССР на территорию области свыше 100 заводов, число предприятий общесоюзного значения увеличилось в 1,5 раза. В области было построено свыше десятка крупных заводов (заводы электроагрегатного оборудования, «Знамя труда» в Саратове, им. Урицкого в Энгельсе, дизельный в Балакове, резинотехнических изделий в Калининске и т.д.). На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей, 900 тысяч тонн цемента и т.д.
Великая Отечественная война существенно задержала развитие хозяйства области, но не остановила его. В первый период войны получили развитие текстильная, легкая и резиновая отрасли промышленности. На территории области расширялись ранее построенные и размещались эвакуированные предприятия. В Энгельсе были размещены Брянский машиностроительный завод (ныне троллейбусный завод), фабрика перевязочных материалов и прядильно-ткацкая; в Саратове и Вольске -- три новые швейные фабрики; утроили свои мощности трикотажные фабрики Саратова и Красноармейска. За годы войны в области возникли новые отрасли и производства. Добыча природного газа на Елшанском месторождении и поставка его по газопроводу в Саратов, а позднее в Москву начали газовую промышленность области. В 1950 г. область давала более 1/10 общесоюзной добычи газа. К этому времени на базе Соколовогорского месторождения получила развитие и нефтяная промышленность.
К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки. Война затормозила развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. В связи с привлечением для нужд фронта значительной части механизаторских кадров, тракторов, автомобилей, лошадей резко снизился уровень механизации сельского хозяйства. Это повлекло за собой сокращение посевных площадей и объемов производства сельхозпродукции. Восстановить эти отрасли народного хозяйства области удалось лишь в начале 50-х гг. В первые послевоенные годы Саратовская область становится крупным поставщиком строительных материалов в районы, хозяйство которых было сильно разрушено во время войны.
Военные неудачи в начале войны вызвали большие перемещения населения из западных районов СССР. Только в первый год войны через Саратовскую область проследовало 820 тысяч эвакуированных. Более 300 тысяч остались на территории края. Население Саратова за счет эвакуированных увеличилось с 370 до 500 тысяч. В области были размещены эвакуированные украинские колхозы и МТС. В Саратов и область прибывали учебные заведения, в том числе Ленинградский государственный университет. Было эвакуировано 67 детских домов и интернатов, в которых насчитывалось свыше 10 тысяч детей. На территории области были размещены творческие коллективы из Москвы, Ленинграда, городов Украины. Приезжие срочно требовали работу. Когда их спрашивали, где бы они хотели работать, они отвечали: «Там, где больше принесем пользы для фронта, дайте любую работу». Убирали хлеб в колхозах, днем и ночью не сходили с лобогреек. Особой заботой окружили балаковцы эвакуированных - потеснились в своих домах и квартирах, предоставили одежду, обувь. В дошкольный дом № 3 были доставлены эвакуированные дети из-под Москвы, Ленинграда, Одессы.
Похожие материалы:
Животный мир Висимского заповедника
Животный мир заповедника типично таежный, по составу фауны преимущественно западносибирский. Здесь спокойно чувствуют себя лоси и зайцы, барсук и лисица, бурые медведи, куницы, белки. В тихих уголках близ рек можно увидеть и выдру. Нередк ...
Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...
Воспитание детей у хакасов
В традиционной культуре хакасов (как и во многих других традиционных обществах) воспитание детей не было четко закреплено в каких-либо нормах. Оно было органично включено в образ жизни народа.
С 5 - 6 лет мальчика уже сажали на коня, выб ...