Складывание турецкой национальности

Страница 1

Наметившиеся уже во второй половине XVI-гo века признаки внутреннего упадка Турции, к середине XVII-гo века вполне явственно проявились во всех областях экономического, финансового, государственного управления и военного дела. Угроза полного распада и гибели Османской империи породила среди некоторой части турецких правящих кругов стремление к проведению реформ. Первая серьезная попытка такого рода была предпринята в царствование султана Селима III (1789-1807). Провозглашенные реформы пол­учили название "Новой Системы". И несмотря на крайне ограниченный характер этих нововведений, они вызвали решительное противодействие мусульманского духовенства. "Новая Система" потерпела крах. Крушение новой системы показало, что Турция не способна к восприятию европейских норм поведения. В 1826 году султан Махмуд II также провел некоторые реформы. Он в частности заменил военных администраторов гражданскими чиновниками, создал министерства, основал первую турецкую газету. Эти мероприятия подготовили почву для так называемого танизмата, который явился наиболее серьезной попыткой при помощи реформ сделать Турецкую империю жизнеспособной. Но и эта попытка закончилась неудачей, ибо очень устойчив был в Турции неевропейский элемент.

В 1876 году в Турции произошел государственный переворот, в результате которого султан Абдул Азис был свергнут и власть факти­чески перешла в руки Мидхата и "Новых Османов". Абдул Хамид II обещал Мидхату Конституцию по образцу европейских стран. В дей­ствительности же Абдул Хамид рассматривал Конституцию как дип­ломатический маневр. Он провозгласил Конституцию в 1876 году в канун открытия международной конференции по вопросу о рефор­мах на Балканах, но уже в январе 1877 года, как только закрылась конференция, он сместил Мадхат пашу с поста Великого Везиря и разогнал парламент, созданный на основе Конституции. И эта по­пытка европеизации Турции закончилась неудачей.

В конце XIX-го века в Турции возникло младотурецкое движение. Его участниками были представители интеллигенции, офицеры, врачи, мелкие чиновники. Главной политической организацией младо­турок стал комитет "Единение и Прогресс". В 1908 году младотурки пришли к власти. Они добились восстановления Конституции и созыва парламента, но сами повели политику жестокого подавления всех свобод и в особенности свобод немусульманского населения Тур­ции. О том, насколько младотурки были далеки от европейских форм правления, свидетельствует речь Талаата-бея на тайном сове­щании в Салониках перед членами комитета "Единение и Прогресс". По свидетель­ству английского вице—консула Артура Б. Генри в упомянутой речи Талаат сказал: "Вы знаете, что согласно конституции было подтверждено равенство мусульман и гяуров, но вы все вместе и каждый в отдельности знаете и чувствуете, что это неосуществимый идеал. Шариат, вся наша прошлая история, чувства сотен тысяч мусульман и даже чувства самих гяуров, упорно сопротивляющихся всякой по­пытке оттоманизировать их, представляют труднопреодолимый барьер для установления действительного равенства. Мы сделали безуспешные попытки обращения гяуров в лояльных османцев. Всякие подобные усилия неизменно будут терпеть неудачу до тех пор, пока маленькие независимые государства Балканского полуострова имеют возможность распространять сепаратистские идеи среди жителей Македонии. Поэтому не может быть и речи о равенстве до тех пор, пока мы не добьемся успеха в нашей задаче оттоманизации".

Иначе говоря, Талаат лишний раз констатировал, что "все они вместе и каждый в отдельности" были не европейцами, ибо Шариат и вся их прошлая история вместе с чувствами сотен тысяч мусульман ничего общего не имели с Европой. Во время первой мировой войны правители Османской империи организовали первый геноцид ХХ-го столетия, жертвами которого стали около полутора миллионов армян. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что жестокость так называемых "прогрессивных турков" намного превзошла жестокость султанов, и конституцион­ная Турция еще более отдалялась от Европы. В 1979 году Комиссия ООН по правам человека признала геноцид, совершенный над армянами - первым геноцидом ХХ-го века.В конце первой мировой войны Османская империя рухнула, и на ее обломках генерал Мустафа Кемаль попытался построить правовое турецкое общество. Именно он заложил государственные основы со­временной Турции.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной интеллигенции
В период с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. Происходило развитие образования в ДАССР. На начало 1965/66 учебного года в 515 начальных, 627 восьмилетних и 213 средних школах республики обучалось около 276,5 тыс. учащихся. Особенно ...

Историко-культурная типология городов
Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культур ...

Хранитель святых мощей
Главный храм Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драмат ...