О южном происхождении хангаласцев
Рядом ученых (Г. В. Ксенофонтовым, А. П. Окладниковым, Б. О. Долгих, Ф. Ф. Васильевым, А. А. Борисовым) доказано, что хангаласцы являлись одними из последних переселенцев на Среднюю Лену и самым сильным в своей внутренней организации племенем якутов. Такое утверждение мы читаем у историка А. А. Борисова в его работе «Якутские улусы в эпоху Тыгына»: «Можно предположить, что кангаласские якуты имели особую внутриулусную организацию. По мнению специалистов по этногенезу якутов, кангаласцы представляют собой одну из последних переселенческих волн.
Естественно, что приход новых переселенцев приводил к столкновениям с ранними насельниками Средней Лены. Для захвата таких хороших земель, каковыми являются великие Ленские долины, понадобились определенные военные средства. В преданиях все время подчеркивается наличие у Тыгына постоянной дружины от 40 до 200 воинов.
Новейшие исследования связывают происхождение кангаласского улусного объединения с кыпчакским этническим компонентом. Как известно, древние кыпчаки, создававшие в средние века могущественные племенные союзы, имели хорошую военную организацию. По-видимому, кангаласцы к приходу русских еще сохраняли навыки своих предков. Это и позволило им оказывать эффективное сопротивление русским казакам в первые годы колонизации».
Ф.Ф. Васильев писал: « В общественно-политическом отношении в XII-XVII вв. происходил процесс консолидации вокруг крупных клановых образований. В XV-XVII вв. из них выделились конфедерации кангаласских и борогонских якутов, между которыми с переменным успехом шла борьба за лидерство. В конце XVI- начале XVII вв. все якутские этносоциальные группы признали доминирующую роль кангаласцев во главе с Тыгыном».
Легенду об Омогое и Эллэе Окладников называет «сводной сагой» и заключает: «Особенная популярность и распротранённость этой сводной саги среди кангаласцев, так же и тот факт, что она у них связана прежде всего с личностью полулегендарного вождя XVII века Тыгына как прямого потомка Эллэя, даёт право считать, что именно кангаласцам принадлежала доминирующая роль в создании этой сводной саги и в возникновении того этнического целого якутской народности, которое нашло своё отражение в этой мифологической форме».
Г.В. Ксенофонтов писал: « Мнение якутоведов, что до прихода русских якуты делились на самостоятельные и независимые роды, которые вели между собою бесконечные войны, основано на недоразумении. Если было так, то сотник Бекетов с 30 казаками не завоевал бы одним махом густонаселенные якутские центры».
Со взглядами Г.В. Ксенофонтова, Г.У. Эргиса совпадают суждения Ф.Ф. Васильева: «Раннеякутские клановые образования были воинственны, обладали достаточно хорошей военной организацией, выработанной в условиях беспрерывных столкновений с сильными и хорошо вооружёнными племенами. Малочисленность этносоциальных групп, специфические социально-экономические условия предопределяли характер военных действий, не совсем похожий на традиционное военное искусство раннесредневековых племен и государств Южной Сибири и Дальнего Востока. Каждый клан имел свою дружину, нередко очень малочисленную».
В заключение хотелось бы привести высказывание С.А. Токарева: « По вопросу о происхождении якутов в литературе существует редкое в подобных делах единогласие всех исследователей. Все авторы, писавшие об этом вопросе, начиная с самых ранних: Страленберга, Миллера и Фишера и вплоть до современных нам исследователей, единогласно считают якутов народом, пришедшим с юга, из кочевых скотоводческих районов Центральной Азии или южной Сибири».
Похожие материалы:
Складывание турецкой национальности
Наметившиеся уже во второй половине XVI-гo века признаки внутреннего упадка Турции, к середине XVII-гo века вполне явственно проявились во всех областях экономического, финансового, государственного управления и военного дела. Угроза полн ...
Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Притязая на социальное признание через соблюдение народных традиций, даргинская молодежь свято чтит обычаи гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство — социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Данный обычай в ...
Общие сведения и история создания Висимского заповедника
Висимский заповедник был организован в 1946 г., однако уже в 1951 г. был закрыт. Висимский государственный заповедник был восстановлен 6 июля 1971 г. на площади 9531 га. Позднее границы его были расширены, и в настоящее время площадь сост ...