О южном происхождении хангаласцев

Страница 4

Название рода наахара можно отождествить с именем племени наукерде, близких к печенегам. Кахарцы считаются группой, близко родственной к кангаласам. Имя племени наукерде, или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау – иранское «новый», а керд – основа для термина «город». Что касается присутствия схожих этнонимов среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые нохратские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени племени наукерде ещё никто не утверждал и не опровергал.

Название рода бордонг можно связать с именем башкир бурзян. Б.О. Долгих указывал, что бордонцы, в первые годы после прихода русских, считались кангаласами. Башкирский этнограф Р.Г.Кузее именно с бурзянами связывает этноним баджане. Бурзяне под своим собственным именем (араб, бурджан, борджана) с конца I тыс. н.э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии.

Ещё Ф.Ф. Васильев писал о связи имени рода боро-ботунг с самоназванием печенегов ит-бечене. Воинственные бетюнцы были одним из крупных волостей, т.е. племён саха к приходу русских. Баджна или ит-беджене, т.е. печенеги, как отдельное племя, наряду с канглы входили в кыпчакский племенной союз.

Имя рода малтааны можно сопоставить с названием племени каракалпаков – мюйтени. Л.С. Толстова сумела доказать на основе преданий каракалпакского народа и по антропологическим данным, что мюйтени-митанни являются потомками переднеазиатских митанни. В Передней Азии существовало государство государство Митанни, соперничавшее в своё время с Вавилоном и Древним Египтом. После разгрома державы ассирийцами, митанни-матиени частью переселились в Приаралье. На протяжении ряда веков они пережили нашествие разноязычных кочевников, но их потомки хранились в виде отдельного племени.

Имя рода ходоро мы сближаем с названием древнего, видимо, ираноязычного племени Приаралья – кидара. Л.И. Лерх и Н.И. Веселовский, а затем и С.П. Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского кердери. В X в. аральское море называлось Кердерийским.

В старинном предании, опубликованном в начале XX в., речь идёт о том, что древние башкиры долгое время кочевали между Иртышом и Аральским морем, в соседстве с печенегами и кимаками. Р.Г.Кузеева поарзило сходство некоторых мотивов и бытовых мотивов из башкирского эпоса «Бабсак и Кусяк» и героического сказания саха «Оленгир». Несмотря на уход основной массы маджагаров, т.е. башкир и мадьяр, борджана, наукара, ит-беджене в степи Восточной Европы, их остаточные группы долгое время оставались в степях Приаралья.

Другой важной исторической проблемой является время переселения предков саха – канглы со своей исторической прародины. Гипотеза Г.В. Ксенофонтова, Н.А. Сердобова об исходе канглы на Среднюю Лену ещё в домонгольское время не имеет под собой никаких исторических обоснований. Точка зрения А.И. Гоголева о переселении канглы-кангаласцев после падения Белой Орды в XV в. является слишком поздней датой. Между тем из китайских источников эпохи монгольской династии Юань хорошо известно, что большая часть канглы кыпчаков переселилась в Китай и Монголию. Русские исследователи Д.А. Кочнев и В.Ф.Трощанский на основании преданий саха писали о том, что предки саха переселялись из района Аральского моря, при этом одна половина ушла в Китай. В Китае кыпчаки и отдельно от них канглы преуспели в политике, в науке, в военном деле. Кыпчаки и канглы активно использовались монголами в их звоевательной политике. Они прославились в войнах на Южном Китае, в Японии, во Въетнаме, на острове Ява. Особенно известны из канглы хан Ашанбуха и его сын Иналтато, кроме того крупный учёный-конфуцианец. Дальнейшая судьба этих канглы и кыпчаков в Монголии и в Китае неизвестна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Культурная жизнь Приенисейского края XVIII - начале XIX века
В первой половине XVIII в. наш край в своем поступательном развитии сделал значительный шаг вперед, хотя преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая «специальная» ш ...

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще с ...

Народный календарь как явление традиционной культуры
Русский народный календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа. Русский месяцеслов всегда привлекал внимание фольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков. Русский народный ...