Развитие толерантности на современном этапе
На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание своей информационной системой установки на полную ущербность прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.
Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия во всех сферах социальной жизни, затронули широкий спектр отношений общества и личности. Следствием этого стало то, что в российском обществе крайне редко гневное и осуждающее отношение к другим мнениям сейчас уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко соглашаются с тем, что носители иных взглядов также озабочены судьбой своей страны, хотя и предлагают другие пути и средства ее развития. Поэтому вне всякого сомнения распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу стали насущной потребностью современного общественного бытия. Но как многие широко используемые категории, понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций, по поводу которых разворачиваются споры не только между противниками принципа терпимости, но и между его сторонниками.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркнуто: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими»[3]. А в федеральной целевой программе сказано, что « . толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»[4]. Реальные возможности реализации толерантности в современной России, как и в любом обществе, зависят от существующих социальных, культурных и правовых традиций, уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных его реализовывать. Воспитание культуры чувств следует рассматривать как одну из первооснов формирования толерантной жизненной позиции, рассматривать в плане их конкретности и общественной значимости, их богатства и силы выраженности, характера их проявления и в их содержательности, в способности каждого человека управлять ими в различных ситуациях, так как чувства оказывают огромное влияние на все виды его деятельности.
К сожалению, в последние годы мы все чаще слышим о проявлении чувства национальной розни, расистских, экстремистских настроениях в обществе. Проблемы этнической толерантности в России - стране многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной - особо актуальны.
Как показывают результаты социологических исследований, наблюдается снижение уровня толерантности у населения. Как правило, снижение к толерантности к представителям некоторых этнических групп наблюдается после террористических актов.
Несмотря на то, что 72,5% не испытывают неприязнь к людям другой национальности, возможность возникновения конфликтной ситуации налицо. Можно предположить, что неприязнь к представителям других национальностей вызвана предрассудками, низким уровнем общей культуры (но ведь это элита, руководители). Возможно, это реакция на имеющиеся факты негативного отношения к себе, к людям своей национальности. Так, постоянно или часто приходилось сталкиваться в повседневной жизни с неприязненным, враждебным отношением к людям своей нации — 49,0% опрошенных. Правда 41,7% отметили, что редко; не приходилось и никогда не сталкивались с неприязненным отношением — 3,9%[5].
Похожие материалы:
Официальная информация о музее
Наименование:
Военно-исторический фортификационный музей "Владивостокская крепость"
Местонахождение:
г. Владивосток, ул.Батарейная 4а
Дата основания:
1992г.
Дата официального открытия (Внесён в реестр музеев РФ):
30 октяб ...
Вологда в XV-XVI веках,
история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в.
Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II, которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дм ...
Колокольня Софийского Собора – памятник XVII – XIXвв.
При соборе еще в середине XVII в. Была построена колокольня. Однако в XIX ее внешний облик сочли недостаточно внушительным, и в 1869 г. архитектор В.Н.Шильдкнехт перестроил ее. Она стала самым высоким сооружением в епархии. Мощным восьмиг ...