Строительство главной линии обороны
Причины укрепления крепости
5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, южную ветку КВЖД до станции Куаньченцзы, южную часть о. Сахалин, и разрешила японский рыбный промысел в своих территориальных водах на невыгодных для себя условиях. Россия имела право держать в Тихом океане только два крейсера и все оставшиеся в наличии миноносцы. В этих условиях Владивосток оказался единственной военно-морской базой России на Тихом океане, ее единственным оборудованным торговым портом на Дальнем востоке и конечным пунктом Транссибирской железной дороге. Значение Владивостокской крепости резко возросло, поскольку она без какой-либо помощи флота должна была самостоятельно препятствовать всем возможным действиям неприятеля в северной части залива Петра Великого и ни при каких обстоятельствах не допустить использования им хорошо оборудованного Владивостокского порта в качестве операционной базы и пункта снабжения войск. Однако, состояние оборонительных сооружений крепости было совершенно неудовлетворительным. Кроме того, окончание русско-японской войны совпало с известными революционными выступлениями во Владивостоке в октябре 1905-январе 1906 гг.
К началу 1906 г. крепость имела около тридцати береговых батарей, многие из которых, прикрывающие наиболее важные участки побережья, были исполнены как временные, а их орудия были установлены на деревянных основаниях, среди артиллерийских систем преобладали устаревшие. И, если со стороны моря крепость была хоть как-то защищена, то ситуацию на сухопутном фронте можно было признать катастрофической. Крепостной обвод проекта 1899 г. морально устарел, поскольку подходил слишком близко к городу и не обеспечивал порт от обстрела осадной артиллерией. Кроме того, его казематированные сооружения со сводами толщиной 1,2 м не могли обеспечить защиту от огня 11-дюймовых гаубиц, которыми столь умело пользовались японцы у Порт-Артура. Этот обвод не был даже полностью сомкнут - участок оборонительной ограды от форта Графа Муравьева-Амурского до люнета № 3 так и не построили. Основными опорными пунктами на главной линии обороны крепости были два только начатых постройкой форта «Северный» и «Северо-Восточный», в течение 1904-1905 гг. приспособленных к обороне, но рассчитывать на их упорное сопротивление было нельзя.
В последующие годы решалась судьба крепости. Были созданы комиссии, которые разрабатывали вопросы об усилении Владивостокской крепости. 16 апреля 1907 г. в соответствии с высочайшим повелением Николая II крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат.
Ход строительства
В 1910 г. сложился окончательный вариант проекта, знакомый нам сегодня своим материальным воплощением. По проекту предполагалось построить форты № 1-7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и 3 по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9-12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Артиллерийское вооружение крепости должны были составить:
На сухопутном фронте - 1290 орудий и 268 пулеметов; из них: орудий дальнего боя - 572, орудий ближнего боя - 718, пулеметов - 268, полупудовых мортир - 64, ракетных станков - 36.
На береговом фронте - 316 орудий и 56 пулеметов; из них: орудий дальнего боя - 212, орудий ближнего боя - 104, пулеметов - 56, ракетных станков - 36.
Гарнизон крепости должен был иметь: 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, восемь запряженных батарей полевых и горных, два саперных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты, три казачьи сотни.
Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий обеспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий. Проектированием фортов на полуострове Муравьева-Амурского руководил помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.П. Шошин, а на Русском острове помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.Л. Федоров.
Проектировщики старались не копировать типовые проекты, а в соответствии с горными условиями местности придавали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Все эти смелые отступления от установленных правил учебной долговременной фортификации в связи с весьма почтительным отношением ко всем капризам чрезвычайно пересеченной местности делают из каждого отдельного укрепления всегда оригинальный и в большинстве случаев талантливый пример современного фортификационного искусства. Форты соединялись друг с другом кольцевой (рокадной) магистральной шоссированной дорогой, а с центром крепости - радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для маневра войсками вдоль позиций даже при обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Посредством подземных кабельных линий телеграфа и телефона все форты, батареи, погреба, казарменные городки и иные важные объекты были включены в коммутатор Штаба крепости.
Похожие материалы:
Астраханская картинная галерея имени Б. М. Кустодиева
Астраханская картинная галерея находится в доме Бориса Михайловича Кустодиева, выдающегося живописца России. В ней собрана богатейшая коллекция произведений русского и советского изобразительного искусства. Картинная галерея была основана ...
Возведение нового града
Выбор места и начало строительства
Выбор Владимиром Мономахом в 1108 году места для закладки нового города был сделан очень удачно. Из гряды холмов, почти вплотную придвинувшихся к берегам Клязьмы, внимание привлек самый высокий и живопи ...
Виды рощ и их размещения
Культура любого этноса тесно взаимосвязана с процессами регулирования отношений человека со средой обитания. Будучи биологическим существом, человек испытывает естественную зависимость от природы, особенностей климатических условий, среды ...