Священные места в жизни ненцев
Перечислю основные священные места ненцев.
1. Общенародные святилища в пределах определённой территории
Святилища острова Вайгач:
Хэхэ,,но – священный остров
Харв,Под – лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин
перелесок
вэсако – старик – мыс Болванский
хадако – бабушка (женское священное место)
Небя хэхэ – мать-дух
Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов
камень)
Святилища острова Белого и Северного Ямала
Сэро,,Ирико – Белый дедушка
Я,мал,хэхэ – Земли края идол
Нув,-то – Небесное Божье озеро
Святилища на Гыданском полуострове
Хэххэ,хан,соты – священной нарты сопка
Ярта но,я – песчаная сопка, песчаные островные сопки
Мандо,,яра – песчаные сопки энцев
Мандо,,Нева – голова энца
Мандо,, седа – сопка энцев
Топонимика некоторых священных мест связана с энцами, автохтонами этих мест.
2. Семейно-родовые святилища.
Расколотый холм – священное место Пяку из рода Вайнуто
Сябта,себе,,э (холм Сябтый) – из рода Няруй
Нядангы – рода Нядангы
Возвышенность ста саженей
Хвостатая возвышенность – племя Вайнуто
Возвышенность двух братьев – племя Тохо
Песчаный холм
Холм карликовой берёзы
Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый
Нев,,себе,,э – голова сопка – род Ядне
Сотэ,,я – род Яр
Яро,,то – озеро рода Яр
Тусиди,,хэхэ,я – священное место Тусида
Сюхней,,хэхэ,я – священное место Сюхней
Хонго,,саля – род Тесида
Хантей но – род Япто нэ
Юрибей,но,,я – род Ядно
Святилища по почитаемому месту.
Хэбидя надэ,,э – Священная гора
Си,, ив седа – Семь холмов
Яро,,то – озеро Яр, озеро песчаных яров
Пыри,,то – озеро Щучье
Хэхэ,хан,соты – священной нарты сопка
Нэв,,соты – Возвышенность голов, холм голов
Халэв,,но – остров чаек.
Примером священного места, возникшего в связи с событием, является:
Мандо,Нева – поражение ненцев
К женским святилищам относятся:
Хадако – бабушка
Небя хэхэ – мать-дух
Я,мал,хэхэ – дух конца земли(священное место макушки земли)
Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума
Пэ,мал хада – Камня конец, Бабушка-камень(у горы Минисей на
полярном Урале)
Обряды поклонения священным местам, вне зависимости от их статуса приметно одинаковое, различие состоит лишь в том, что на женские святилища не заходили мужчины, а женщины не допускались на другие священные места в то время, когда не чисты (во время критических дней), и, когда не прошли очищение. (Способы очищения см. глава №3) Привожу описание ритуала посещения родового святилища рода Ядне описанное в книге Н.Н. Ядне «Я родом из тундры».
Для поездки на родовое святилище рода Ядне должно послужить важное событие: скоро у одного из братьев должен родиться первенец, и старая мать велела сделать жертвоприношение духам. Описание этого ритуала представляет собой интерес для моей темы, так как оно приводиться здесь в подробном изложении.
Святилище Нэв,,себе,,э – высокая сопка с нагромождениями на ней рогов жертвенных оленей, шестов, палок, на самой вершине сопки стояли фигурки Сядэев – идолов изображающих духов сопки. На палках и ветвях лиственниц висели амулеты, платки, ленты, верёвочки с колечками. Некоторые сядэи были одеты в чёрные или белые оленьи шкуры.
Люди останавливались на восточной стороне сопки, вели свои упряжки вокруг сопки по направлению солнца.
Мужчины брали свои приношения (ленты, платки, шапки, колечки) прикрепляли на старые шесты, палки и на самих сядэев. Затем совершали обряд жертвоприношения.
Телят оленей привязывали одной верёвкой к друг другу и душили медленно, обращаясь при этом к хозяину нев,,себе,,э:
Просили, чтоб олени были здоровыми, чтоб несчастье обошло их семьи. Когда разделывали оленей, каждый отрезал кусочек оленьего уха, обмакивал в кровь и, поклонившись три раза нев,,себе,,э, поднимался, чтобы помазать кровью жертвенного оленя свои амулеты, а самое главное, что бы помазать кровью личины самих сядэев.
Во время трапезы почти все личины сядэев мазали водкой. После трапезы мужчины поднимались наверх, чтобы забрать свои ленточки, колечки. Из чума брали по два из каждого приношения, чтобы один, освятив, взять с собой в чум, а другой оставить на священном месте. Женщины оставались внизу.
Похожие материалы:
Итоги четвертого поколения
За период владения Н. Н. Демидовым заводским хозяйством больших количественных изменений не произошло. Число заводов было прежним. Выплавка металла оставалась на уровне конца XVIII века, так как уральское железо вытеснялось с мирового рын ...
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...
Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...