Воспитание мальчиков и девочек

Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы и старшие братья возвращаясь с охоты, мазали лица мальчиков кровью животного, что бы другие звери знали, что он тоже охотник, хоть и будущий. Если на охоте был убит медведь, его лапы с когтями приносили в чум как оберег, они макались в кровь, а потом ими мазали кулаки мальчика, говоря: «медведь пусть в этих руках будет такая же сила как в твоих лапах, но только не для убийства». Важное значение в семье придавалось первой добыче будущего кормильца. У мальчика она была обычно не большой: куропатка, утка, заяц, а у юноши – более крупной: дикий олень, тюлень. Первая добыча торжественно варилась в честь мамы и бабушки тем самым, подчёркивая роль будущего кормильца. Шкура первого добытого песца шла матери или бабушке на воротник шубы или на опушку шапки. Мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником, звери и птицы будут издалека слышать скрип кастрюль и сковородок.

Женщина же занимает своё особое место, как представительница сакрального мира, и от её поведения зависят судьбы людей. Женщина выполняла важные функции по созиданию, сохранению, передаче социального и культурного опыта. Одним из механизмов реализации этих функций и являлась система запретов, которые регулировали её поведение.

Приобщение к нормам поведения начиналось с детства. Девочки усваивали их, наблюдая за поведением взрослых.

В жизни девочки-женщины выделяются следующие периоды:

1. находящаяся в люльке

2. ходячая девочка

3. сакрально чистая девочка

4. девочка, ставшая девушкой

5. могущая быть замужем

6. взрослая девушка (перезрелая)

7. замужняя женщина

8. мать одного, двух детей

9. детьми зрелая женщина (5-6 детей)

10. повзрослевшая женщина

11. женившая детей женщина

12. женщина в возрасте

13. ставшая «чистой» женщина

14. старая; бабушка

15. престарелая.

Как отмечалось выше, нечистота женщины является одной из центральных категорий их традиционной духовной культуры.

Запреты следовало соблюдать при наступлении у девушки половой зрелости, и они теряли силу после климакса. В приведённом выше перечне возрастных периодов сакрально нечистой девушка-женщина является с 4-го по 10-11 периоды. С 13-го периода женщина как бы становится снова девочкой, но в силу укоренившихся психологических установок продолжает соблюдать запреты.

Трудовая и пищевая табуация была лишь частью той системы запретов, которыми определялись границы женского поведения.

Девушка и женщинам нельзя наступать, и перешагивать через вещи. Нельзя ездить на мужские места. В обрядах жертвоприношения женщинам разрешалось быть на жертвенном месте при условии, что она положит в пимы, какой-нибудь медный предмет. У женщины в присутствии мужчин не должны быть видны непокрытые ноги и руки. Женщины, вышедшие замуж закрывают головы от родственников мужа.

Женщинам нельзя сушить свою обувь, вешать её на шесты и нарты. Выводя оленей из загона, женщина сначала проходит под верёвкой, затем те, кто держит верёвку, опускали её до земли, и она выводит оленей уже через верёвку. Женщина не могла наступать на след медведя, а должна была снять след (вместе с землё, со снегом) железной лопаткой или замести его выбивалкой снега, иначе её муж на промысле не заметит медведя и он его замучит.

Все эти запреты теряли силу, когда женщина снова становилась сакрально чистой.

Похожие материалы:

Составляющие герба
Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркаль ...

Описание и история герба
Рассказы о гербах принято начинать с описания щита. Не будем и мы отступать от этого устоявшегося правила. Внутри герба центральную часть занимает геральдический щит готической формы, разделенный на четыре части. Левый верхний и правый ни ...

Понятие «этнос» В зарубежной и отечественной этнопсихологии
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово «народ» имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-либо другог ...