Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири нехватка общеобразовательных учреждений остро ощущалась. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища, где давали самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение: к концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год, и осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры.
Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX-XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество - 781 школа к 1916 г. - не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа». Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.
Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Так, уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири.
В начале 1890-х гг. в связи с проектированием Сибирской железной дороги развернулось геологическое изучение местности вдоль будущей трассы. По его результатам К. И. Богдановичем была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. В 1893 г. известный исследователь Арктики Э. В. Толль изучил район Анабарской губы и Хатангского залива. Он впервые описал плоскогорье на междуречье Анабара и Попигая, сделал орографическое описание хребта Прончищева, собрал ценную палеонтологическую, зоологическую и этнографическую коллекции. Во время второй экспедиции в 1900 г. Толль организовал обширное геологическое исследование побережья Таймыра, провел геофизическое и метеорологическое изучение местности.
Похожие материалы:
Архитектура
Наиболее заметны достижения архитектуры 18 века. Это в основном т.н. «храмовое строительство» - то есть строительство церквей.
Многие из них сохранились и доныне.
Таблица 1. Церкви Вологды 18 века[3]
№
Название церкви, часовни, м ...
Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири.
И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие ...
Территория проживания
Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но утратившим свой родной язык татарским населением Литвы. Не вызывает сом ...