Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса
Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.
В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические.
Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).[19, С. 45]
Большой, популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные прозаические повести с элементами художественного вымысла.
Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец, большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.
Как и у всех народов, основными носителями и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители и другие исполнители, выделившиеся из народной среды. Среди них самое почетное место занимали «йырау»— исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахшы». Популярны были «энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов. Слово «шешен» означает «мудрый», «красноречивый». Всеобщей любовью пользовались «йыршы» — исполнители всех видов песен, «шынгшы» — исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы» - А.-Х. Ш. Джанибеков. Исполнители причитаний, «шуклаушы» — исполнители заговоров и заклинаний. Имена прославленных певцов прошлого, таких, как Коркут, Шез-баян, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен и многих других, ногайский народ бережно сохранил в памяти до наших дней.[15, С. 96] После Октября народные певцы и сказители своим искусством активно помогали ногайцам строить новую жизнь; партийные и советские органы окружили их заботой, организовывали публичные выступления и олимпиады.
В 1920-х годах крупнейшим певцом был Ажи-Молла йырау Ногман улы, погибший от рук врагов Советской власти. В 20—30-ые годы в Ногайских степях стали широко известны Муса йырау, Касым, а также Идрис Исхак улы, исполнявший цикл поэм «Сорок ногайских богатырей», Эстувган йырау, Узлюккен Амит кызы—исполнительница причитаний; на Кубани—Хаджи- Исхак Кумук улы, Бекмурза Исун улы (Болай йырау) и многие другие.[7, С. 78]
Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе Ставропольского края — Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в Шелковском районе Чечено-Ингушетии — Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.
Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]
Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай, зурнай, даулбаз и др.
Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалами. Тем не менее они — главные хранители древнейших традиций сказительства.
Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г. Во второй половине XIX — начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М. Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]
Похожие материалы:
Образная основа русской свадьбы
Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал.
Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, ...
Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса
Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.
В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от ...
Введенский Владычный женский монастырь
Основание монастыря.
Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери – ...