Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса
Систематический сбор и научное изучение фольклорного наследия ногайцев начались только после победы Великой Октябрьской социалистической революции и связаны с именем А.Х. Ш. Джанибекова. Результатом его тридцатилетней работы (1905—1935 гг.) среди всех групп ногайцев явилось создание рукописного четырехтомника, названного «Сокровищницей слов», куда вошли памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. А.Х. Ш. Джанибеков опубликовал только часть своих записей. Собиранием и публикацией ногайского фольклора немало занималась С. А. Джанибекова-Калмыкова и продолжает заниматься фольклорист А. И. Сикалиев. В результате проводимых А. И. Сикалиевым с 1966 г. фольклорных экспедиций собран обширный материал, который хранится в рукописных фондах КЧНИИ.
Наиболее известны поэмы: «Ахмет, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Маната», «Манашы улы Туякбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Шора батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кокше», «Камбар батыр» и др.[19, С. 224]
Исторические факты, имена исторических личностей, этнографические данные, а также топонимика и гидронимика, которые содержатся в ногайском эпосе, позволяют исследователям определить эпоху и территорию формирования ногайских эпических поэм. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и Астраханского ханства, занимавших в XIII—XVII вв. степное пространство между Иртышом и Дунаем, включая и степи Северного Кавказа.
Эпос ногайцев сложился относительно поздно - в XIV-XVII вв., т.е. после того, как уже сложились ногайский народ и его государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение в ногайском феодальном обществе достаточно определились. Он отличается реалистическим изображением действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.[14, С. 35]
В эпосе сильно выражен классовый антагонизм. Основным его содержанием является изображение народного героизма. Народность поэм состоит, прежде всего, в идеях защиты Родины от внешних врагов и борьбы с эксплуататорами. «Только там появлялась народная поэзия,— писал Н. Г. Чернышевский,— где масса народа волновалась сильными и «благородными чувствами, где совершались силою народа великие события».
Такими периодами в истории ногайских племен были борьба с монгольскими завоевателями в XIII в. и золотоордынскими ханами в конце XIV в., междоусобная борьба ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарским нашествием в XVII в. При всем этом обострялась социальная борьба трудового люда против произвола мурз и ханов.
Произведения ногайского эпоса представляют собой ценный источник наших знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только ратные подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и хозяйство, общественный строй, быт, обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох. Если в поэме «Ахмет, сын Айсыла», повествующей о событиях середины XIV в., преобладают мотивы борьбы за создание семьи, освобождение личности и уничтожения сословных привилегий, то в «Эдиге» в конце XIV в. на первый план выдвигаются идеи создания ногайского государства. В эпоху распада Золотой Орды и борьбы народов, входивших в ее состав, за создание своей государственности, ногайский эпос «Эдиге» с его антизолотоордынской направленностью нашел широкое распространение среди казахских, каракалпакских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских племен.[24, С. 284]
Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые сказки. Они многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои бытовых сказок — обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных помощников, а реальных положительных личных качеств — ловкости, смекалки, ума, храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные представители эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня», «Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки. Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и против всех носителей человеческих пороков, что хорошо видно, например, в сказке «Ленивая дочь бая».[15, С. 49]
Похожие материалы:
Кино в становлении духовной культуры русского Дальнего
Востока
Кинематография — "вид искусства и развлечения XX в., представляющий собой "живые картинки", черно-белые или цветные, проецируемые на экран". В декабре 1895 г. братья Люмьер показали парижанам свое удивительное изобрете ...
Народ Нигерии
Нигер недаром называют «местом встречи различных народов и цивилизаций». На его территории живут народы, относящиеся к различным антропологическим группам, языковым семьям, различающиеся по типам хозяйственной деятельности. По территории ...
История и достопримечательности Среднего Урала
Археологические находки свидетельствуют о том, что древнейший человек на Среднем Урале жил более 50 тысяч лет назад. Стоянка первобытных людей позднего палеолита обнаружена у Медведь-Камня в районе Нижнего Тагила. Населенные пункты Шарташ ...