Стереотипы восприятия особенностей национального характера русских и немцев

Страница 2

В табл.2.1 даны виды и обозначения исследованных этностереотипов.

Таблица 2.1.-Матрица видов исследованных этностереотипов и их обозначения

Группа испытуемых

Объект оценивания

«Типичный русский»

«Типичный немец»

Русские

Автостереотип русских - АР

(представление русских о самих себе*)

Гетеростереотип немцев – ГН

(представление русских о типичном немце)

Немцы

Гетеростереотип русских – ГР

(представление немцев о типичном русском)

Автостереотип немцев – АН

представление немцев о самих себе)

* - данное разъяснение не является определением, а носит поясняющий характер

Особенности каждого из этих четырех этностереотипов оценивались дважды – в I серии с помощью прямой (эксплицитной) оценки и их обозначения маркировались индексом «э», во II серии – с помощью имплицитного метода и маркировкой индексом «и», в результате чего были получены 8 основных показателей: АРэ, ГРэ, ГНэ, АНэ; АРи, ГРи, ГНи, Ани [34].

Полученные данные были обработаны с помощью факторного анализа, результаты которого приведены в табл.2.2. Приведенное в табл.2.2 трехфакторное решение объясняет 85% всей изменчивости показателей и дает весьма четкую картину распределения показателей по факторам.

В первый фактор (F1) с наибольшими весами вошли показатели, полученные имплицитным методом (факторные нагрузки эксплицитных методов пренебрежимо малы). Данный фактор с полным основанием может быть назван нами фактором «имплицитных показателей». Во втором (F2) и третьем (F3) факторах наибольшие веса имеют эксплицитные показатели, отражающие этническую принадлежность (национальность) оцениваемых объектов. Фактор F2 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный русский» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель русской национальности». Фактор F3 объединил показатели, отражающие особенности сложившегося образа «типичный немец» у русских и у немецких испытуемых. Это позволяет обозначить этот фактор как «показатель немецкой национальности».

Таблица 2.2.-Факторные веса показателей для оцениваемых объектов и разных методов исследования (И – имплицитный метод, Э – эксплицитный метод) [9].

Объект оценивания, метод исследования, показатели

Факторы

F1

«Имплицитные показатели»

F2

«Показатель русской национальности»

F3

«Показатель немецкой национальности»

«Типичный русский»

И

Автостереотип русских (АРи)

0,864

0,372

0,161

Гетеростереотип русских (ГРи)

0,905

-0,025

-0,293

Э

Автостереотип русских (АРэ)

0,180

0,919

0,025

Гетеростереотип русских (ГРэ)

0,153

0,746

0,305

«Типичный немец»

И

Автостереотип немцев (АНи)

0,851

0,313

-0,208

Гетеростереотип немцев (ГНи)

0,794

-0,436

0,078

Э

Автостереотип немцев (АНэ)

-0,167

-0,117

0,888

Гетеростереотип немцев (ГНэ)

-0,094

0,332

0,890

Процент дисперсии, объясняемой фактором

38

24

23

Такое распределение показателей по факторам позволяет сделать два важных вывода.

Во-первых, имплицитные и эксплицитные методы действительно измеряют либо разные явления, либо разные характеристики одного и того же явления, что подтверждает имеющиеся в литературе данные.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Общие сведения о современных славянских языках.
Современные славянские языки подразделяются на три большие группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. К восточнославянским языкам относятся русский, украинский и белорусский языки. На них говорит большая часть совреме ...

История создания улиц в Нижнем Тагиле
История тагильских улиц составляет неразрывную часть истории Нижнего Тагила, одного из старейших поселений Тагильского Зауралья. Названия первых улиц Нижнетагильского селения впервые упомянуты Вильгельмом де Геннином, возглавившим горное ...

Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек в ...