Проблемы этногенеза Татарстана

В рамках теории булгаро-татарского происхождения татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда у булгарского этноса, начавшегося складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар. По мнению сторонников теории, последующие периоды (период существования Золотой Орды, Казанского Ханства, русский период) не оказали значительных влияний на язык и культуру булгаро-татарского народа, причем, в период Казанского Ханства, булгарский ("булгаро-казанский") этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием "булгары" [3]) до 20-х годов XX века [4].

Основы теории были заложены в 20-е годы XX века в трудах Н.Н. Фирсова, М.Г. Худякова и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов [5]. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25-26 апреля 1946 г. Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных:

На сессии с докладами выступили А.П. Смирнов ("К вопросу о происхождении казанских татар"), Т.А. Трофимова ("Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии"), Н.И. Воробьев ("Происхождение татар по данным этнографии"), Л.З. Заляй ("Происхождение татар Поволжья по материалам языка").

этногенез этнос татарский народ

Похожие материалы:

История развития геральдики Великобритании
Геральдика (лат. heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объ ...

Выйское училище
В 1820—1830 годах местная живописная и арифметическая школа влилась в Выйское заводское училище, за счет чего оно значительно расширилось. Училище готовило “с познаниями людей для заводских разнообразных должностей”. С 1839 года оно стано ...

Европеизация города
Исторический дух города неуловим, быть может, в целом, но конкретен в деталях. И понимаешь: не сбережем частностей, потеряем целое. Поэтому те страсти, которые горят сегодня по поводу того, каким быть историческому центру, весьма принципи ...