Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 3

После переезда в село Каратуз в 1862 году В. Суриков в том же году пишет самую обширную свою поэму "Каратузская ярмарка", где изобразил местную "аристократию" и саму ярмарку.

С 1863 года В. Суриков стал издавать сатирический рукописный литок "Шаман, или Сойотская иллюстрация". Всего в течение года автор выпустил 80 номеров этого листка или газеты, каждый представлял собой 2 листа большого формата голландской бумаги с текстом и карикатурами, выполненными карандашом самим автором.

Номера "Шамана", по мнению видного историка литературы М.К. Азадовского, были "наиболее значительными по своему общественному содержанию изданием", которое являлось подражанием популярному в тогдашней России сатирическому журналу "Искра".

Этот по определению П.М. Головачева, "малообразованный, но умный и наблюдательный провинциал" язвительно и резко продолжал обличать пороки системы управления, особенно откупа, взяточничества чиновничества, самодурство местных богачей.

Так, в одном из первых номеров "Шамана" в "отделе правительственных распоряжений" автор пометил объявление, что в губернском городке проводится лотерея - "разыгрываются места чиновников, подписки принимаются там же, в кухне с заднего хода".

В сатире "Откуп за могилы", помещенный в номер 1,2 "Шамана", изображены похождения откупщика в аду, где его встретили как дорого гостя. В стихотворении "Ксендз" автор с негодованием говорит о поляках - не ссыльных повстанцах, а о тех, которые "своеохотно прибежали сюда, обольщаясь наживой, оставив родину, как уже не путную, ибо они там нищенствовали и рады были куда-нибудь уйти, а здесь начинают проповедь, что они - истинные сыны своей родины". [2]

В конце 1863 года в "Шаман" прекратил существование, но В. Суриков объявил, что на смену ему придет "Пушка", "которая будет палить не ядрами, а конусообразными снарядами, называемые у европейцев остротами, снаряды же эти будут выливаться в форму правды". Автор намекает, что новое название листка дано в подражании "Колокола" Герцена, и по тем же мотивам листок будет менять свое местопребывание.

Судя по творчеству В. Сурикова, его политические взгляды не отличались цельностью. Он переходит нередко с демократических позиций в лагерь славянофилов и консерваторов.

Рукописные произведения появились и ходили среди губернского красноярского общества, которое составляли чиновники, местные и приезжие золотопромышленники, и их служащие, а так же часть интеллигенции. Некоторые любители составляли целые рукописные сборники. Один из них, в частности, находится в бумагах сибирского краеведа Кытманова, хранящийся в Енисейском филиале государственного архива Красноярского края (далее будем называть его "Енисейский сборник"), другой - в Москве, в государственном историческом музее.

В Енисейском сборнике, кроме "Панорамы" Бутакова и сатирического дополнения к ней "Автору Панорамы града Красноярска", находится стихотворение "К ней".

В московском сборнике содержится идентичный текст "Панорамы" (только фамилии называемых лиц даны их начальными буквами с номерами, а расшифровка приводится в конце сатиры. Вместо же продолжения ее дан "Ответ читателям "Латкина - сына"). Кроме того, в этом сборнике содержится два произведения - "Недовольные" и "Тип", возможно, принадлежащие, судя по общему заголовку сборника, тоже перу Бутакова [3].

"Панорама" является типичным образцом салонной поэзии. Она в непритязательной литературной форме знакомит с завсегдатаями и отдельными столпами "общественного собрания" губернского Красноярска середины 19 века. Фрондирующий автор, зачастую произвольно выбирая какую-нибудь черту характера либо особенность внешности и пользуясь преимущественно черной краской, попытался отобразить ограниченность и духовную пустоту большинства представителей местного "высшего общества".

Обличительные социальные мотивы в "Панораме" едва проглядываются, да и сам автор не стал себе такую цель: "но ведь бумагу я мараю, чтоб только скуку разогнать" - признается он. В этом отношении неизмеримо выше написанная после 1861 года поэма "Недовольные", в которой в ядовитой гротескной форме показана реакция консервативных слоев общества и реакционных литераторов типа Фаддея Булгарина на отмену крепостного права в России. Убийственно точно показал и тип сельского священника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Состояние межэтнических отношений
Этнокультурное пространство нашей страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже е ...

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...

Ислам - консолидирующая религия татар
До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только ...