Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 7

В 1874 году антрепренер А. Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, но вскоре она распалась. Из остатков труппы было сформировано первое в Сибири актерское товарищество. Но оно просуществовало недолго из-за трудностей финансового характера.

В 1887 году красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. По его инициативе функции попечения театра были переданы из ведения городской управы в руки Общества. Материальные нужды театра покрывались за счет частных пожертвований членов Общества. Репертуар театра был очень насыщен. [3]

С 1873 гола театральные постановки давались в деревянном здании городского театра. В 1898 году оно сгорело. Новый театр, построенный почти полностью на собранные по подписке деньги, был торжественно открыт 17 февраля 1902 года. Ему было присвоено имя великого русского поэта А.С. Пушкина. С этого времени в театре работала постоянная труппа.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Благородного собрания. Часто приезжали столичные гастролеры. В ноябре 1882 года был организован кружок любителей музыки. Большой вклад в его деятельность внес С.М. Безносиков, ученик Н.А. Римского - Корсакова, организовавший симфонический оркестр в Красноярске в 1887-1888 годах. На концертах оркестра пропагандировалась русская классическая музыка, ставились сцены из опер.

Прогрессивно настроенная часть местных чиновников и интеллигенции, а так же отдельные представители духовенства вели изучение и описание флоры, фауны, природных богатств, истории и современного состояния народов и племен огромного Приенисейского края.

Одним из ведущих художников русского реалистического направления был В.И. Суриков. Он родился в Красноярске 24 января 1848 года в небогатой казачьей семье.

Суриков окончил уездное училище. А с 1862 года работал канцелярским писцом в Енисейском губернском правлении. Он учился рисованию у художника Н.В. Гребнева. В 1868 году В. Суриков ушел с попутным обозом в Петербург и был принят в число вольнослушателей Академии художеств.

Суриков горячо любил Сибирь. Знаменитый художник, живя в Москве, часто приезжал в Красноярске. Последний раз он был в родном городе летом 1914 года, за полтора гола до своей смерти. "Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь", - говорил неоднократно В. Суриков. Для многих своих исторических картин он находил материал в Красноярске, Минусинске, делал этюды, зарисовывал сцены быта, оружие, костюмы и т.п. приезды В.И. Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на развитие художественных традиций, формирование местной живописной школы, становление молодых сибирских художников. [6]

Непосредственно на сибирские сюжеты написаны картины "Покорение Сибири Ермаком", "Меньшиков в Березове", "Взятие снежного городка", эскизы к "Красноярскому бунту". Сибирские наблюдения и впечатления сказывались и на других произведениях В. Сурикова, по содержанию далеких от Сибири ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Степан Разин", "Переход Суворова через Альпы").

Об этом влиянии писал сам В. Суриков: "Улицы в "Боярыне Морозовой" почти целиком принесены из Красноярска. От туда же взяты типы стрельцов, Суворова, Разина…Все женское царство…Морозовой вышло из нашего дедовского дома в Торгашено".

Картины в. Сурикова отразили жизнь народа, его борьбу и героические подвиги. В 1948 году в доме, где он родился и вырос, открыт музей его имени.

Многие видные деятели культуры и науки, побывавшие в нашем крае, неизменно предсказывали ему огромной будущее.

Всего один день, 28 мая 1890 года, был в Красноярске А.П. Чехов. Но как много он увидел, в каких неумирающих словах запечатлел он Красноярск и Енисей, прозорливо увидел замечательное будущее края.

А.П. Чехов совершил поездку на Сахалин через Сибирь, чтобы "возбудить интерес в обществе" к тяжелому положению далекой окраины царской России. Это был настоящий гражданский подвиг писателя. Ехал он в кибитке по бездорожью тем путем, по которому тогда гнали в ссылку и на каторгу тысячи людей. "Ехать было тяжело, временами несносно и даже мучительно", - писал А.П. Чехов из Иркутска. [3]

Город Красноярск и Енисей произвели на А.П. Чехова большое впечатление. Здесь он думал о будущем Сибири.

В замечательных очерках "По Сибири" он писал: "Енисей - широкая, быстрая, гибкая река; красавиц лучше Волги". "…Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей - могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать силы и молодость…В берегах Енисею тесно". "На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напоминавшие сне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: "Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Посланник во Флоренции
Успехам способствовал новый подъем железоделательного производства в России второй половины этого столетия из-за повышенного экспорта металла в Англию. Только у Демидовых за полвека продукция чугуна выросла почти в пять раз. ...

Разнообразие русских свадеб
Русская народная свадьба чрезвычайно многолика и образует в различных местностях свои локальные варианты, отражающие особенности жизни восточных славян еще в дохристианский период. Типические отличия позволили выделить три основных геогра ...