Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 6

В 1883 году музей был открыт в Енисейске, а в 1889 году - в Красноярске. При музеях велась краеведческая работа.

Почетное место в культурной и общественной жизни Красноярска занимал ученый - просветитель демократ И.Т. Савенков. Это был разносторонне образованный, одаренный человек-педагог, историк, археолог, геолог, крупный шахматист, артист и режиссер Народного театра. Он был близко знаком со многими видными деятелями искусства, выступил организатором первого в России шахматного турнира по переписки между шахматистами Красноярска и Петербурга. К науке и просвещению И.Т. Савенков подходил с позиции демократа.

Научная деятельность И.Т. Савенкова далеко вышла по своему значению за рамки Сибири. Его труды по педагогике и археологии вошли в золотой фонд русской и европейской науки. Знаменитые археологические раскопки И.Т. Савенкова в окрестностях Красноярска ив Хакайско-Минусинской котловине открыли новые страницы в археологии и истории Сибири. Раскопки на Афонтовой горе впервые установили обитание человека в окрестностях Красноярска в палеолитическую эпоху. Эти данные И.Т. Савенков доложил в 1899 году на Международном антропологическом конгрессе в Москве. [2]

Высоко была оценена в науке книга И.Т. Савенкова "Каменный век в Минусинском крае". За фундаментальные исследования "Изобразительное искусство на Енисее" он получил диплом члена-корреспондента Академии наук. Работы ученого по археологии и древней истории Сибири вызвали яростные нападки мракобесов - церковников. И.Т. Савенков был официально отлучен от церкви.

Развитие краеведения подготовило почву для создания местного музея. Организации его предшествовала большая подготовительная работа, в которой приняли участие П.С. Проскуряков, И.Т. Савенков, М.Е. Киборт, А.С. Еленев. Ядро фондов будущего музея составляли собрания минералов А.П. Кузнецова, ботаническая коллекция М.Н. Мартьянова, нумизматическая коллекция Матвеевых, картина В.И. Сурикова "Милосердный самаритянин".

12 февраля 1889 года состоялось открытие музея. Первые годы его существования его были трудными. Городская дума затягивала выработку устава музея, что делало его положение неопределенным. Единственными источниками финансирования были добровольные пожертвования, поэтому бюджет нового учреждения был очень ограничен. С первых дней своего существования музей стал вносить свой вклад в общественную и культурную жизнь города.

Ученый - просветитель оставался верен своим идеала. После смерти в 1904 году своего близкого друга Мартьянова И.Т. Савенков едет в Минусинск и заведует с 1907 по 1911 год Минусинским музеем. Под его руководством музей сохранил и развил культурно-просветительские и научные традиции, заложенные его основателем в последней четверти 19 века. И.Т. Савенков умер в Красноярске осенью 1914 года.

Получил широкую известность как исследователь исторического прошлого Сибири Н.Н. Бакай. Он был учителем истории в Красноярской мужской гимназии. А затем в Иркутске и Томске директором гимназий. Приехал в Красноярск Н.Н. Бакай из Харькова, где окончил с золотой медалью университет. [1]

В 90-х годах Н.Н. Бакай выявил много ценных исторических документов по истории Сибири 17-18 веков в рукописном отделе библиотеки Юдина в Красноярске, в красноярском, Иркутском архивах и в Москве, где хранились материалы Сибирского приказа. Он заботился о сохранении архивов Восточной Сибири. В начале 90-х годов Н.Н. Бакай входил в комиссию по разборке архивных дел разных учреждений Енисейской губернии, сам просмотрел 9 тысяч дел и большую часть оставил для хранения в Красноярском архиве. С 1918 года он занимал должность процессора в Томском университете, читал лекции по истории Сибири.

Рост культурных запросов проявлялся и в отношении сибиряков к театру. Спектакли были любительские, в них принимала участие городская интеллигенция.

Первый стационарный городской театр появился в конце 50-х голов. Его деревянное здание с торжественными высокими четырехсалонными галереями-портиками перед входами поставили на месте пересыльной тюрьмы. Репертуар был обычный для того времени.

Долгое время в Красноярске не было постоянной театральной труппы. Приезжавшие на гастроли артисты часто играли малохудожественные пьесы. Но среди приезжих артистов были и крупные таланты. Летом 1897 года в Красноярске дала несколько спектаклей выдающаяся русская актриса Г.Н. Федотова, в 1898 году - известный артист Петербургского Александринского театра М.И. Писарев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Еврейская свадьба
По иудейскому религиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотный еврей. Перед свадьбой проходит «инструктаж невесты» – это беседа грамотной религиозной женщины с невестой о том, что такое супружеская жизнь с точк ...

Цыганская культура
Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияни ...

Культура коренных народов Дальнего Востока
Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глух ...