Календарная традиция
Традиционная кубанская Масленица делилась на три периода: "встреча"-понедельник, "разгул"-четверг, "прощение"-воскресенье.(36, с. 124-127) Первые дни проходили в обильной еде. После обеда выходили на улицу. Женщины вязали молодым парням и девушкам "колодки", чтобы те не висели грузом на шее родителей и создавали свои семьи (обряд переходного периода). Массовым зрелищем и развлечением служила вольная джигитовка. В "прощеное" воскресенье просили друг у друга прощения, считая, что делать это нужно потому, что конец света наступит под первый понедельник Великого поста.
Для православных верующих пост был временем совершенствования духа и обуздания плоти. В течение семи недель молились, пели церковные песнопения, ели постную пишу. Особо почитаемый день - Полукрестье (середина поста). В этот день из теста пекли кресты. На шестой неделе в воскресенье освящали в церкви вербу, хлестали друг друга веточками и приговаривали: "Верба хлещет, бей до слез". В первый день выгона скотины на пастбище годовой вербой, смоченной святой водой, окропляли скот и опускали в пойло. На Страстной неделе в Чистый четверг до восхода солнца купались в родниковой воде, почитая ее как целебную.
Остатки коллективной магии сохранялись в весенних песнях с характерным "гуканием" (гукать - звать). Пением закликали весну, тепло и хороший урожай. (304, с. 16-17)
Народными обычаями и поверьями сопровождалось празднование Светлого Воскресения. Разговлялись освященными пасхами, яйцами, солью, пшеном, житным хлебом, мясом. Дети бились крашенками "навбитки", катали по желобкам с горки, "ставили на сажени", стараясь попасть своим яйцом в чужое на расстоянии. Молодежь начинала "улицу" хороводными играми в "козла" и "просо".(142, с.695) Пели припевки, называя по именам влюбленных. При встрече христосовались и обменивались крашенками. Яйцо от первого христосования считали "наисвященнейшим" и хранили целый год. Народ был убежден, что с ним можно узнать колдуна, который, будучи на пасхальной службе, обязательно повернется спиной к алтарю. Тем, кому случалось умереть на Пасху и до Вознесения, в гроб клали яйцо. Существовало поверье, что такие люди непременно попадут в рай.
Первый вечер Светлой седьмицы заканчивался молодежной складкой, седьмой по счету (счет велся с "курячей" складки 1 ноября). На второй день пекли блины, варили вареники и раздавали нищим. На третий день делали "жиночу" складку.
Последующая неделя называлась "родительской" или "проводами". В народе всех умерших естественной смертью называли "родителями". Отсюда обычай сеять на могилах траву "материнку" (чабрец).
Завершала весенний цикл аграрных праздников Троица. Ей предшествовала "клечальная" неделя (клечальни - ветки и молодые деревца). Народ верил, что души покойников приходят домой на Троицу и прячутся в зелени. Считалось большим грехом не украсить хату. Эту неделю называли еще и русальной. По понятиям простых людей, при столпотворении Вавилонском Бог наказал дерзнувших проникнуть в тайну Его величия тем, что смешал языки. Кто находился в доме, стал домовым, в горах горным, в лесу лешим, в воде русалкой. В лучшую часть года от Пасхи до Петрова дня русалки странствуют по берегам рек, избирая для развлечений и ночлега ветвистые деревья. По другому преданию – это родившиеся мертвыми младенцы женского пола, утопленицы и умершие без крещения. Русалки обладают вечной юностью и красотой. Накануне праздника в субботу они бегают во ржи и, хлопая в ладоши, приговаривают: "Ух, ух! Соломенный дух! Мэнэ маты народыла, нехрещену положила!"
Похожие материалы:
История существования Нижегородского цирка
В 1883г. Никитины построили деревянный стационарный цирк в Нижнем Новгороде. «Вчера, 28-го Июля, открылся цирк братьев Никитиных; постройка его и отделка, если принять во внимание краткость сезона, весьма недурны; цирк довольно обширен, м ...
Спасо-Преображенский монастырь
В черте Белого города находился один монастырь - Спасо-Преображенский. Монастырь был основан в 1597 году и считался одним из богатейших в Астрахани. Жалованные грамоты XVII века свидетельствуют, что многие пригородные воды принадлежали мо ...
Экспонаты
Коллекция Алтайского государственного краеведческого музея пополнилась настенными часами с маятником и боем 1962 года выпуска Орловского часового завода. Часы передал в дар музею Привалов Роман Витальевич, житель г. Барнаула, которые прин ...