Календарная традиция
Обряд с жертвоприношением совершался по окончании жатвы и представлял собой "кормление" мифологического существа, изготовленного из несжатых колосьев (Илье "бороду"). (7,с.570) В поминальные дни на могилах раскладывали еду и приглашали покойных разделить трапезу. Ритуальные угощения раздавали детям и "старцам" (нищим). Перед медосбором пчелам давали ритуальный корм, состоящий из белых муравьев, сваренных вместе с засушенной на Рождество Христово щучьей икрой, медом, солью и перцем. Делали это на Аннино зачатие (9 дек. по ст. ст.), Рождество, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне. (178,с.4) Магическая сила ритуала подкреплялась верой в силу Божью и Его святых угодников. Комплекс заклинаний и приговоров, как произведений устного народного творчества, сохранялся еще в начале XX века, пока сохранялись в живом бытовании аграрные обряды.
В системе кубанских календарных праздников более всего был развит зимний комплекс. Зима и особенно декабрь представлялись временем торжества нечистой силы над солнечным светом и теплом. С увеличением света связывались идеи богатства и счастья. Цикл обрядового фольклора состоял из разножанровых произведений, простейшими из которых были детские колядки и щедровки в форме музыкальной декламации.
Магического значения они не имели и были, скорее, просьбой в форме шутки, цель которой - выпросить угощение. Такие песенки нередко заканчивались угрозами в адрес скупых хозяев.(328)
Песни во славу Христа составляли репертуар молодых и взрослых исполнителей. Каждая отдельная группа певцов имела собственную партию.
Пели как однородным, так и смешанным хором. К зимним святкам приурочивалось исполнение духовных стихов, представлявших собой упрощенно-фольклоризованные варианты церковного учения, в основе которых тексты Святого Писания, жития святых, апокрифы. (168, с.244)
Другой тип колядок -благожелания хозяевам по обеспечению богатым урожаем, здоровьем и счастливым браком. Исполняли колядки представительницы женского пола в первые дни Рождества.
Третью группу составляли величания. Назначение их заключалась в оказании магического действия на семейные отношения и домашнюю работу. Характерная особенность величаний - идеализация тех, кому они предназначались. (36,с.121) Хозяина и хозяйку восхваляли за домовитость. Невесту величали как идеал девичьей красоты. Колядки, адресуемые девушкам, лиричны. Возвышение достоинств невесты осуществлялось посредством психологического параллелизма. (186,с.96) Если образ павочки статичен, то образ девушки развивается динамично, постепенно превращаясь в развернутый ряд картин по типу ступенчатого строения. Косвенным признаком, указывающим на позднее происхождение колядок-величаний, бытовавших в конце Х1Х-начале XX веков, являются внутристр очная рифма и сюжет, типичный для свадебных и лиродраматических хороводных произведений.
Четвертую разновидность песен зимнего цикла мы назвали культовыми. К ним относятся те, в которых сохранились следы языческого мировосприятия, например, культ "мудрой козы" и общефольклорного персонажа "сирого вовчука", олицетворяющих борьбу добра и зла. (186,с.95)
Похожие материалы:
Заселение округи Городца
Городецкая округа – не только один из первых освоенных колонистами районов Нижегородского Поволжья, но и одна из наиболее компактно заселённых в XII–XV веках его областей. Древнерусские сельские поселения, расположены на левом берегу Волг ...
Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольско ...
Космизация пространства-времени в рамках обрядов жизненного цикла
Реализация идей, характерных для мифо-поэтического восприятия, сводится в традиционном обществе к постоянному и многократному повторению, воссозданию, дублированию модели мира, какой она видится носителям традиции[33]. Это воспроизводство ...