Заговорно-обрядовая культура

Страница 1

Архаические культы восточных славян пронизаны общей идеей смерти. Архетип смерти имеет отношение к культу Солнца и Луны, поэтому неслучайно многие магические действия привязаны к лунному календарю и солнцестояниям. Архитепические переживания смерти обнаруживаются в культе инициации. Посвящение обязательно включало акт символической смерти. Новое рождение, с которым отождествлялось посвящение, имело точку перехода через смерть-небытие. Смерть есть рубеж, преодоление которого необходимо для того, чтобы войти в новое состояние. Превращая смерть в обряд перехода, человек архаики пытался победить ее, видя в этом начало нового существования.(293,с.118)

К ушедшим в мир иной всегда относились со страхом. Культ предков включал различные формы поколения и умилостивления. Предполагалось, что мертвые способны не только на благо, но и зло. (239,с.308) Переход из одной жизни в другую сопровождался ритуалами проводов и превращений. О том, как умерший, превратившись в огненного змея, являлся жене в обличий живого человека, народное предание гласит следующее. Целый год летал змей, пока она не забеременела. Побудет до первых петухов и опять улетит. Знающие люди научили ее, что делать. "Змей плюнул и задом стал к печи отходить. Она вцепилась в него и просит: "Покажи спину, я узнаю, муж ты мне или нет". Змей бросился в трубу и с тех пор не бывал.(217,с. 118-119)

По народным представлениям, контакт с существами нечеловеческой природы умеют устанавливать колдуны и ведьмы. Они же способны принимать обличье волка, кошки, собаки, ужа, жабы, змеи и т.д.(217, с. 129) Нечисть бродит по земле с полуночи и до первых петухов. По народным поверьям, ведьмы доят чужих коров и, обпившись молоком, обмирают. Тогда на землю обрушиваются ураганы, смерчи и землетрясения. Ведьмы и колдуны могут делать окружающим и другие "капости" (пакости). Со слов станичниц, Л.К. Розенберг в начале XX века записал следующее. Однажды дала соседка деду свежую выпечку, а сама ушла со двора. Видит дед, а вместо "перепички" в руках у него - дымящаяся куча коровьего помета.(217, с.130)

Колдуны и ведьмы способны портить скот. Лечение домашних животных основывалось на законе соприкосновения (контагиозная магия). Хозяйки, выдоив остатки молока, наливали в сковороду и ставили на горящие без пламени угли. Затем, взяв в руки нож и, окропив Богоявленской водой, резали и кололи молоко. В тех местах якобы появляется кровь ведьмы. Каждый укол отзывается в теле нестерпимой болью. Ведьма обязательно прийдет и будет молить о прощении.(217,с.128)

По народным поверьям, апотропейной силой обладает борона, под которую необходимо лечь, чтобы увидеть ведьму и наказать за проделки.(7, с.575) Если кто-либо захочет повелевать ведьмами, должен в последний день Масленицы оставить на ночь во рту кусочек сыра, утром вложить его в прорезь ладони и подождать пока кожа зарастет. В первый день Пасхи можно увидеть в церкови ведьм с подойниками на голове - они будут умолять, чтобы отдали сыр.(7,с.с.575-576)

Народ верит, что ведьмы и колдуны знаются с дьяволом. Чтобы дьявол навсегда поступил в услужение, ему дают расписку, написанную собственной кровью. Место обитания нечистой силы - "нижний", подземный мир. Распространено представление о черте в образе вихря, кружащегося по земле; если бросить нож в середину воронки, на лезвии покажутся капли крови.

Для наказания черта Бог создал Гром. Господь посылает громовые стрелы, стараясь убить "неумытого" (черта), прячущегося среди ветвей деревьев, в домах, в телах животных и человека. Стремясь уничтожить его, Бог не щадит ни растения, ни жилища, ни людей. Пораженный стрелами человек, идет в царство небесное, получив прощение во всех грехах.(36, с.144-145)

К проделкам колдунов и черта относили заломы на хлебных нивах. Народ верил, что если из такой пшеницы испечь хлеб, можно умереть. Оберегом служила молитвы "Да воскреснет Бог" и "Отче наш", читаемые на заре в пост с конца в обратном порядке, пятясь задом. (217,с. с. 19-24)

Действуя во вред человеку, колдуны и ведьмы нарушают мировую гармонию. Владея секретами черной магии, они имеют огромную власть над людьми: насылают порчу и мор, мстят тем, кто относится к ним без должного уважения. Нанести вред могут из корысти, за плату. В результате ссорятся некогда дружные родственники и соседи, супруги теряют способность к деторождению, богатые разоряются. Народные предания гласят, что колдуны могут в отместку передать роды от распутных женщин . мужчинам. "Ночью Михей изаходился рожать. Три дня ревел, как бык. разродиться не может. Спасибо привезли знахаря. Он тот час смекнул, в чем дело Наговорил воду, дал выпить. Через час из Михеева живота пар пошел".(210)

Искусством чародейства овладевал тот, кто отрекался от Бога и передавал себя во власть дьявола. Колдунов делили на сильных и слабых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Поэтическое варьирование в песне «Гурджуден Бешеве атлы йетишты»
В песенном творчестве урумов фундаментальный и, понятно, наибольший её пласт составляют многочисленные песни, что имеют непосредственно крымско-татарское происхождение или составлены по крымско-татарскому образцу: «масал туркулер» (песни ...

Священные деревья Крыма
Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Крым, это деревья. Самое особенное дерево Крыма – это кипарис. Он прибыл в Крым из Греции во время Великой греческой колонизации. Кипарис обладает своеобразной формой кроны и плода. Также ...

Выражение особенностей менталитета в именовании
Этносоциологическая специфика менталитета даргинцев будет изложена в соответствии с кратко рассмотренными выше их обычаями и традициями. Исторически сложившиеся этностереотипы прямо или косвенно передаются в ходе этнокультурных трансмисс ...