Заговорно-обрядовая культура
Перед тем, как дать молоко чужим людям, читают "Отче наш". За молоко полагается расплатиться мелкой монетой или положить на дно ведра кусочек хлеба.(329) В день отела чужих людей к себе не пускают, ничего не вносят и не выносят из дома. У дойной коровы пропадет молоко, если отрезать кисточку на хвосте.(ЗЗО)
Охранная сила придается веткам калины и чабрецу, которые развешивают над порогом сарая и курятника. В первый день выгона коровам у основания хвоста крепят иголку с ниткой, чтобы не сглазили.(329) или привязывают на шею красную ленточку.(327)
К корове-кормилице относятся с большим уважением. Если корова случайно наступит ногой в ведро, молоко выливают домашней птице с приговором: "Тебе молочко, нам яичко".(314) Тексты, сопровождающие доение, бывают чаще простейшие, двучленные, реже с распространенным повествованием и перекликается с духовными стихами.
Охранную функцию выполняет мужской пояс, который кладут на воротах, прежде чем завести купленную корову во двор; животное должно через него переступить, тогда болеть не будет.(329) Новые хозяева уводят ее на "налыгаче" (веревке) прежних хозяев. В этот день ничего не дают чужим (к убытку).
В вербальных формах - заговорах и приговорах - по-прежнему сохраняются обращения императивного характера: "Божья Мать! Меня заступают и покрывают злые и лихие люди. Божья Мать! Сцепи им губы и зубы на рабу Божью (имя рек). Святые Гурий, Самуил и Аверий! Помолите Господа Бога и устройте мою семейную жизнь".(331) По-прежнему в заговорах сохраняются ритмически организованная структура, а временами и рифма: "Выгоняя скотину в первый раз на пастбище, хозяйки говорят: "Чистое поле, вольное раздолье. Пройдите Сорок Святых тем полем, тем вольным раздольем. Окрестите мою скотину крестом, гоните хлыстом. Поднимите ее от худа-беды. Крест Господний, хлыст пастуший. Аминь, аминь, аминь".(332)
Как и в прошлом, в заговорах фигурируют архаические образы "ночниц", "зари", "солнца красного", "месяца", "ветра", "звезд". В составе календарных обрядов последний день февраля рассматривается временем, удобным для прошения о приплоде домашнего скота. Старший мужчина, выйдя во двор, трижды крестится и читает: "Засветись, звезда ясная, на радость крещеным, церковью освященным. Заглянь, звезда ясная, на двор (имя рек), ты освети огнем негасимым белоярских его овец. Как в небе Господнем нет числа звездам, так бы у раба Божьего (имя рек) уродилось овец более того. Аминь".(332) Лечебные заговоры также начинаются с обращений к персонифицированным недугам: "Привстрит, Привстрит, водяной, чоловичий, жиночий, дивочий. Я тэбэ вызываю, я тэбэ выклыкаю, з очей, з плэчэй, зрук, зног .". (333; 80, с.с. 108-111)
В колдовских заклинаниях традиционно действуют представители темных сил: "Черт идет водой, волк идет горой. Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, плоду не плодят, плодовых речей не говорят. Так бы и (имя рек) мыслей не мыслили, речей не говорили, а все бы как кошка с собакой жили".(334)
Довольно часто встречаются заклинания, основу которых составляют сопоставление и уподобление - реального и желаемого. Так, чтобы отучить петуха бегать по соседским дворам и огородам, забивают в первую от двери половицу гвоздь и говорят: "Как этот гвоздь держится полу, так петух держался бы своего дому ".(33 2) Приведенный заговор - пример двухчленной формулы, широко используемой в календарных обрядах, народной медицине, обрядах жизненного цикла, для оберега домашнего скота. Для того чтобы избавиться от ведьмы, превращающейся в ужа и сдаивающей молоко у чужих коров, берут хозяйского кота, с ним обходят углы сарая и говорят: "Домовому и коту, а не болотному ужу. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь". В одно блюдце наливают молоко домовому, в другое коту. Уходя, добавляют: "Кота с собой забираю, а корову на домового оставляю".(332)
Рубежом, отделяющим "свой" и "чужой" мир, служит порог дома. Через порог не здороваются, не прощаются, не дают взаймы и не возвращают долг, иначе случится несчастье. На пороге "выливают" испуг, лечат порчу, за порог выбрасывают предметы туалета больного.(325) Наговоренную воду выплескивают на улицу. Читают заговоры и над проточной водой, считая, что вместе с нею уйдет недомогание.
В простонародье сохраняется вера в магию действия. Чтобы не болела спина, в первую летнюю грозу прикладываются спиной к дверному косяку.(335) Скорлупу пасхальных яиц дают курам, тогда лучше будут нестись. Чтоб всегда водились деньги, смотрят на молодой месяц, держа в руке монету.
Собранный нами фактологический материал и исследования других ученых, в частности, М.В. Семенцова, A.M. Дьяченко (228-229;80) позволяют утверждать, что за два последних столетия заговорно-обрядовая культура Кубани претерпела изменения, но по-прежнему находится в состоянии активного бытования. Как и прежде, традиционное мировоззрение составляют архаические верования в очистительную силу огня и воды, в магический круг, сохраняются представления о болезнях как антропоморфных существах. Простые люди верят, что белая магия направлена на упорядочение мира, в то время как колдовство стремится к дисгармонии. Передаются магические знания и умения от старших к младшим, большей частью, в семье. Доминирующая функция вербальных форм - направленное действие словом с целью получения желаемого результата. Словесные формулы состоят из простых и сложных ритмически организованных фраз. Магическую роль выполняют и предметы-символы. Заговоры охватывают наиболее важные сферы народной жизни. В зависимости от тематической направленности они делятся на: любовные, лечебные, хозяйственные.
Похожие материалы:
История и достопримечательности Среднего Урала
Археологические находки свидетельствуют о том, что древнейший человек на Среднем Урале жил более 50 тысяч лет назад. Стоянка первобытных людей позднего палеолита обнаружена у Медведь-Камня в районе Нижнего Тагила. Населенные пункты Шарташ ...
Отражение исторической действительности ногайского народа в литературе
Литературные традиции ногайского народа уходят в далекое прошлое. Ногайские племена, выделившиеся из общей массы тюркских племен в начале XIV в., получили в наследство от своих предков сравнительно высокую культуру.
Литература племен, уч ...
Основание села
В год основания в селе Табаки насчитывалось 75 дворов (601 житель) [5; 122]. 18 октября 1819 года царское правительство приняло указ «Об устройстве задунайских переселенцев в Бессарабии», согласно которому каждая семья получила 60 десятин ...