Заговорно-обрядовая культура
Для текстов, сопровождающих ритуал, характерен императивный тон, вызванный стремлением запугать, подчинить своей воле и уничтожить смерть или болезнь. Специфическим способом внушения служило многократное повторение заговорных формул в сочетании с материальными (вода, хлеб, кожух) и ритуальными формами магии (окуривание, умывание, сбрызгивание, зализывание, сплевывание, загрызание). Каждый знахарь знал и пользовался только ему известными тайными приемами. Одни наговаривали воду и давали больному. Другие выплескивали на перекресток, считая, что вместе с водою уйдет и болезнь.(325) Примером сложного по структуре ритуального действия можно считать лечение "морщий-заключки". Для выполнения процедуры требовались определенные магические и актерские навыки. Больного ребенка ставили в проем двери и знахарка, приставив поверх его головы долото, ударяла по нему деревянным "ополоныком" (половником), затем делала отметки под ногами и вытянутыми руками, одновременно читая заговор. По народным понятиям, когда больной перерастал обозначенные границы, то, якобы вновь рождался для новой жизни, но уже здоровым.(217,с.с.74-78) В ритуале "запекания" болезни, описанном Л. К. Розенбергом, ярко проявляется драматургическая основа действия, где слово и акция выполняют знаковую функцию. Лечение сопровождалось диалогом знахарки и матери ребенка и основывалось на веровании в очистительную силу огня. Сцена купли-продажи больного указывает на связь с обрядами жизненного цикла. Выкупая ребенка, мать как бы ограждала его от враждебных сил. Возвращение больного через окно продиктовано было желанием обмануть смерть. Магические слова, движения, реквизит, руководящая роль "режиссера" не были рассчитаны на зрительское восприятие. Ритуал имел самодавлеющее значение и возникал как единая структура, в которой магия предметов, действа, ритма, слова слиты воедино и несут еще и эстетическую нагрузку. (217,с.с.78-79) В практике народных целителей магическое свойство приписывалось симпатическим средствам (костям, кольцам, цепочкам, ниткам, веревкам, камням, булавкам и пр.).
Обереги носили на теле или прикладывали, полагая, что болезнь исчезнет.(217;с.с.220-223)
Некоторыми тайными приемами владели не только знающие, но и обычные люди. Особая роль в ритуально-магической практике отводилась женщинам, которые чаще чем мужчины прибегали к "приворотам", "присушкам", молитвам. До замужества эта деятельность осуществлялась вне семьи. Став матерью, женщина получала знания по уходу и лечению детей. С возрастом ритуальная деятельность ее расширялось. Магическими обрядами и заговорами сопровождались домашние работы, огородничество, уход за скотом. Так, для увеличения урожая огурцов, арбузов, подсолнечника и т.п. женщины сеяли семена в полночь непременно в "костюме прародительницы Евы". Во время цветения, взяв в руки мужские штаны, водили ими по грядкам. По народным представлениям, после этого завязей становится больше. (218)
В советскую эпоху свобода атеизма подразумевала свободу идейного наступления на традиционное мировоззрение. Однако, несмотря на запреты и гонения магия в различных ее формах сохранялась. Не утратила она своего значения и сегодня.
Тема таинственных явлений, необъяснимых фактов и феноменов стала обсуждаться в средствах массовой информации и научной среде лишь в период гласности. После семидесяти лет господства коммунистической идеологии, утверждавшей атеистические догмы, область необычного и сверхъестественного стала доступной для научных исследований и открытого обсуждения.
В последнее время все чаще говорится о том, что в соседстве с людьми находятся некие сущности, имеющую не биологическую, а иную природу. Высказываются гипотезы о возможности существования полевых форм, тонких структур в виде частиц или газа, из которых состоят неизвестные людям феномены. Предполагается, что мысли и эмоции представляют собой энергетические сгустки на полевом уровне, имеющие массу и концентрирующиеся в определенных местах. Там, где возникают негативные эмоции (ненависть, зависть, страх), люди испытывают дискомфорт. Такие места называют гиблыми, проклятыми. Находиться в них человеку опасно. Верят люди и в пагубность словесного проклятия. По народным представлениям, помочь может только священник или знахарь.
Стойка в народе вера в "шумный дух" (полтергейст). С 1987 по 2001 год нам удалось собрать более трех десятков рассказов информаторов. Большую часть из них составляют истории о проделках домового. Описывая внешний вид сущности, информатор назвала его коренастым старичком с седой бородой и длинными до плеч волосами в белой шляпе. "Он смотрел на меня добрыми глазами и улыбался. Я поняла, что это домовой. С тех пор, начиная какое-нибудь дело, сначала говорю об этом "хозяину". (316) Как утверждают респонденты, домашние животные чутко реагирует на присутствие духа.
Похожие материалы:
Социальная сфера народа ханты
Формы социальной организации любого народа тесно связаны с его общественным устройством. Исходя из марксистских положений о доклассовом и классовом обществах считается, что ханты XVII—XIX вв. находились на рубеже этих формаций, у них разр ...
Довоенное развитие Ижевска
Ведущей отраслью промышленности Ижевска оставались металлургия и машиностроение. Главную роль играл Ижстальзавод, объединявший тогда металлургический и оружейный заводы.
В 1927 году на Ижстальзаводе организовано станокостроительное произ ...
Кузнечное дело в деревне
Для разогревания железа кузнецу необходим горн с хорошо наложенным дутьем — мехами. Конструкция кузнечного горна значительно проще, чем домницы; он представляет собою, по существу, простую жаровню.
Для извлечения раскаленного металла из ...