У истоков зарождения

Страница 2

Грандиозная колокольня собора и ее знаменитый шпиль олицетворяли победу дерзновенной мысли Петра Первого, победу его смелой задумки «прорубить окно в Европу». И вот как бы в знак осуществления другой мечты Петра I об открытии врат в полуденную Азию явилось сооружение в порубежном ТРОИЦКЕ Свято – Троицкого собора, увенчанного сравнительно высокой колокольней и устремленным ввысь шпилем.

Этот шпиль и завершающий его позлащенный крест долгие годы были не только доминантой города, но своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за многие десятки верст, долгожданным завершающим ориентиром для караван – башей, ведущих на Меновой двор Троицка караваны из Индии, Китая, из ханств и эмиратов Средней Азии.

Огромную ценность Свято–Троицкого собора представляли имевшиеся в нем украшенными драгоценными камнями чаши для причащения, дарохранительницы, кадила, кресты, ризы с икон, украшения обложек священных книг, содержащие золото и серебро… Эти драгоценности собора в голодном 1921 году были изъяты и обращены в фонд приобретения продовольствия и семенного зерна для посевов в 1922 году. Достопримечательностью собора был его главный колокол, весящий более 260 пудов. Река УЙ, в воды которой смотрится СВЯТО – ТРОИЦКИЙ собор, была в свое время рубежом государства российского…

Не простым созерцателем, а самым, что ни на есть, прямым участником Крестьянской войны оказался собор в мае 1774 года. Ядра пугачевских пушек оставили тогда на нем свой след. Многолетние исследования столичных историков дают основания верить в то, что в этом соборе был крещен ИВАН КРЫЛОВ сын АНДРЕЕВ, ставший затем великим русским баснописцем.

Жизнь есть жизнь, и ее суровые повороты за два с половиной века не обошли стороной и СВЯТО-ТРОИЦКИЙ собор. К примеру, на его долю выпадали пожары в 1842 и в 1947 годах. В 1829 году случилось попадание в здание этого храма шаровой молнии. Но, пожалуй, больше всего тяжелых испытаний перенес собор в последние десятилетия. А причины их – варварское отношение к нему тех, на чьем попечении собор находился.

И все же, несмотря ни на что, собор, ровесник города, объявленный Всероссийским памятником истории, израненный, поруганный, возвышается, как и сотни лет назад на левобережье реки УЙ, дожив наконец-то, до долгожданной поры своего возрождения.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Роль этнокультуры в формировании личности
Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через в ...

Россия в этнографическом отношении
Первые сколько-нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Россию (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности ...

Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы
Всякий город запечатлевается в памяти в первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращения в глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радуж ...