Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке

Страница 2

В Ефремовском уезде, тогда сравнительно недавно учреждённом, было самое большое число так называемых «однодворцев» - мелкопоместных служилых людей. В 1662-1663 гг. их насчитывалось 1344 человека, в 1672г. – 2050 человек. Уже во второй половине XVII в., продолжая формально принадлежать к правящему классу, такие «дворяне» и «дети боярские», не имеющие крепостных, фактически слились с эксплуатируемым классом, стали облагаться налогами, составили в дальнейшем одну из групп государственных крестьян.

Солидной экономической базой располагало в то время в Тульском крае и феодальное духовенство. Наиболее крупными «душевладельцами» крепостных в нашем крае были в конце XVII в. монастыри и церкви Белевского уезда – почти две тысячи крепостных душ, Каширского – свыше полутора тысяч, Тульского – около полутора тысяч, Лихвинского – тысяча триста. В их хозяйствах работало немало и «мастеровых всяких людей». Так, по переписи 1678 г., в патриаршей домовой вотчине Венева-монастыря в с.Богоявленском таких мастеров числилось 27 человек – хлебники, повара, рыболовы, пивовары, конюхи, садовники, кузнецы, плотники, портные, бочарники, овчинники. Работали они «из денежного и хлебного жалования».

Особую заботу крепостники в рясах проявляли о розыске и «водворении» в их владения бежавших от них крепостных крестьян (см. приложение 1.). Им удалось добиваться в связи с этим специальных царских грамот с предписаниями местным воеводам не принимать беглых и возвращать их по принадлежности «безволокитно». Такова, например, грамота 1682 г. царя Фёдора Алексеевича относительно беглых крестьян Никольского Венева-монастыря. В ней говорится и о причинах массового бегства: «…Многие крестьяне и крестьянские дети с женами и детьми и со всеми крестьянскими животы от скудости и от хлебного недороду, покиня тягловые свои жереби, бежали в разные стороны, и ныне де живут в тех городах…»

Местные города из прежних военных крепостей, опорных пунктов засечной черты, в эти годы всё больше становятся не только административными центрами уездов и селениями служилых людей, но и торгово-ремесленными центрами. Складывается и растёт посадское население городов. По переписи 1678 г., например, посадских людей в Туле и Белёве было уже больше тысячи, в Венёве – более 400, в Одоеве – за 300 и т.д.

О характере торговли, да и местных ремёсел в городах XVII в. можно в какой-то мере судить по названиям «рядов» на тогдашнем тульском рынке у стен кремля: москательный, старый и новый соляной, железный, мясной, серебряный, рыбный, харчевенный, горшечный, мелочный, калачный, квасной.

Некоторые купцы вели крупную торговлю, имея в Туле до 17 лавок. Разбогатевшие перебирались в Москву, и их Тульские лавки в конце XVII в. в ряде случаев пустовали. Торговали на тульском рынке и «московитяне» - московские купцы. Большинство же посадских, ремесленников жили крайне бедно. Из-за несостоятельности они «не тянули тягла», то есть не могли нести положенных податей. И в переписных книгах тех лет можно встретить записи: «скитаются меж дворов», «питаютца по миру» и т.п.

Были и предприимчивые и влиятельные посадские люди, которые получали от государства на откуп такие «оброчные» статьи доходов, как взаимные платы за перевоз через реку или переход по мосту, рыбные ловли, помол на мельнице, кабаки, бани.

Особым ремесленным сословием, имевшим ряд привилегий, были казённые купцы – тульские оружейники. Они выполняли заказы правительства, обеспечивая изготовление к концу XVII в. до двух тысяч пищалей в год. А потому царское правительство и предоставляло им льготы, которых не имели даже именитые посадские люди: освобождение от тягла, от постоев на их дворах, право первоочерёдной покупки железа и угля на местном рынке, свободной продажи оружия посторонним людям, прада, «опричь воровских», т.е. политически неблагонадёжных (см.приложение 2.). Тульские оружейники во многом были неподотчётны и неподсудны местным властям. Управлялись они выборными цеховыми старостами, отвечавшими за качество и своевременность выполнения государственных заказов и имевшими право наказывать провинившихся оружейникоа вплоть до битья плетьми и батогами.

Неравенство тульских посадских людей с казёнными кузнецами, прежде всего в отношении тягла – государственных платежей и повинностей – вело к многолетней борьбе, в том числе и за земли в зареченской части города. Царский указ 1694 г. закрепил особые права и обязанности казённых кузнецов-оружейников и даже предписал в дальнейшем «посадских людей и беломестцев (выходцев из «белых» - льготных – слобод) из той их казённой кузнецкой слободы выслать вон…»

Из дошедших до нас челобитных посадских на оружейников видно, что среди казённых кузнецов в ту пору выделялись «пожиточные люди», которые сами не занимались оружейной работой, а поставляли в казну ружья, «покупаючи у своей братии, у скудных людей, которые тем оружейным делом кормятся». И в то же время жаловались посадские на конкурентов, эти «пожиточные» из оружейников «владеют многими лавками и торговыми промыслами промышляют».

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

О рабочих литейного завода (1795 - 1800 гг.)
луганск завод ремесло С казенным Луганским заводом и его угольными разработками связано образование наиболее значительной группы квалифицированных рабочих дореволюционного Донбасса 14 ноября 1795 г был утвержден именной указ Екатерины I ...

Архитектурно-исторические образы улицы Минаева, здание городской электростанции
«Храм солнца» История возникновения электричества в городе Симбирске занимательна. При решении вопросов электрического освещения казенных и жилых зданий в Городской управе были голоса «за» и «против», нередко выступающие ссылались на так ...

Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто за ...