Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения.
Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими Ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа «жабы». Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.
Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XVІ-XVIІІ вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.
Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.
Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.
Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера «сор», не замерзающие даже в сильные морозы.
В особо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» — способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.
Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался «наурыздама». Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.
Похожие материалы:
Иван Купала (Рождество Святого Иоанна
Крестителя, Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила)
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Церковь относит праздник к категории ...
Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения
В информировании читателей о краеведческой литературе используются все формы этой работы – индивидуальные, групповые, массовые. Осуществляется эта работа на общих для информационно-библиографической деятельности методических основах и нап ...
Происхождение пассинарности с точки
зрения социопатологии
Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах з ...