Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.
Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - «отау».
Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков.
Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».
В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер үй», «кирпиш үй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые - «такыр кiлем» и ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - «сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Одежда, украшения и оружие
Мужская и женская одежда
. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».
Похожие материалы:
Семантика мужских неканонических имён
Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни - значит сделать мир осмысленным.
А.Ф. Лосев
Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена встречаются м ...
Основные тенденции современных миграционных процессов в россии в 80-е годы
и 21 веке
Миграция - одна из форм активной реакции людей на те или иные социально-экономические, политические, межэтнические изменения в обществе.
Очевидно, что любые общественные перемены, с особенной остротой чувствуют представители национальных ...
Поэтическая вариативная системность песни «Ой, хызым, хызым»
Из обрядового песенного фольклора в активном бытовании остались только свадебные шуточные песни. Нам удалось записать такую песню от Л. Д. Огурцовой. Всего зафиксировано шесть вариантов этой песни. Три из них записаны А. Н. Гаркавцом в 19 ...