Развитие экологического самосознания башкир

Страница 2

Больше всего о мировоззрениях древних башкир можно судить по материалам народного эпоса, легендам и преданиям. Наибольший интерес в указанном аспекте представляет произведение всемирно известного башкирского эпоса «Урал батыр».

В момент появления эпоса люди еще не отделяли себя от природы. Так, Урал, обращаясь к зверям и птицам, говорит:

«Вот хотя бы нас всех перебрать,

На каждый род посмотреть». [23, с.116]

Урал совершенно не отделяет себя от животного мира и, думая об уничтожении смерти, заботится о здравии всего живого. Это реликты первоначального текста, однако, уже в архаичной вступительной части эпоса говорится о круговороте в природе, в котором Жизнь и смерть сосуществуют, и возникает идея о бессмертии для человека при помощи «живой воды». На протяжении своего сюжета подчеркивается особое положение человека среди всего живущего на земле. Однако в заключительной части утверждается, что человек – часть природы и живет согласно ее законам, что человеку не дано изменять законы природы.

Урал обрызгал «живой водой» землю, окрестные горы и пожелал, чтобы земля сияла вечной красотой.

«Пусть сияет [наша] земля

На зависть нашим врагам!» [23, с.190]

Тем самым, как бы завещал потомкам беречь красоту родной земли.

Сыновья Урала, прорубив горы, проложили русла рек на благо людям.

Таким образом, эпос утверждает, что человек не может изменять законы природы, но он может способствовать ее расцвету, может ее преобразовывать на благо людей.

Философские воззрения наших предков глубоко гуманистичны, проникнуты заботой о свободе и благополучии человека, о его счастье, о бережном отношении к колыбели человечества – природе – земле.

Сюжеты мифического характера в этом произведении непосредственно связаны с антропоморфизмом – очеловечением окружающего, а также попытками объяснить происхождение природных явлений.

В сказании «Урал батыр» понятие «вода-земля» получает возвышенный смысл, близкий к понятию «Родной край». В эпосе поставлена проблема первоосновы мира, в качестве которого выступает вода. Это положение академик Валеев Д.Ж. расценивает как «наивный материализм древних людей, их неосознанное стремление вывести все из единого начала. Это были стихийные догадки первобытного человека о единстве мира». [7, с.4]

В 2001 г. в издательстве «Китап» вышла в свет монументальная работа Валеева Д.Ж. «История башкирской философской и общественно-политической мысли». В этой работе автор утверждает, что башкирскому народу, который формировался в качестве самостоятельной этнополитической общности на рубеже I и II тысячелетий и создал свои социальные институты, принадлежат достойные внимания философские идеи. В качестве источников по изучению мировоззрения башкир Валеев Д.Ж. использует эпические произведения «Урал-батыр» и «Акбузат».

В этой работе впервые в башкирско-гуманитарной науке в систематической форме представлена философия мифологии как компонент духовной культуры башкир и рассмотрена ее историческая эволюция в философской и общественной мысли.

Автор указывает, что «эпические памятники являются выражением древнего общественного сознания» [8, с.45]

«…Добро в Урал-батыре – всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир. [5, с.55]

Выделяя антропоморфизм как нравственную норму эпоса «Урал-батыр», Валеев Д.Ж. отмечает: «В наделении живых существ моральными качествами люди исходили из своих представлений о добре и зле – этих первичных моральных понятиях. [8, с.142]

Такой подход, по его мнению, удовлетворял познавательные потребности людей и был предпосылкой философского мышления: «Не случайно, по всей видимости, мифологию называют первобытной философией» [8, с.142]. Уподобление человеку предметов и явлений природы представляют собой первоначальную форму мировоззрения, возникшую на ранних стадиях развития человеческого общества. Антропоморфизация животных, по мнению Валеева Д.Ж., с течением времени превращается в нравственное чувство гуманного отношения к ним. [5, с. 60].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Теория о тюркском происхождении гагаузов
Ее придерживаются гагаузские исследователи Г. А. Гайдаржи, М. Н. Губогло, Д. Н. Танасогло, С. С. Курогло, М. В. Маруневич, А. Макриш, а также большая часть зарубежных ученых. К ним относятся: К. Иречек, Н. К. Дмитриев, Н. А. Баскаков, Л. ...

У истоков адыгской словесности
Своеобразным и тернистым был путь, пройденный адыгской письменностью. У истоков ее стояли наиболее прогрессивные и выдающиеся личности выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает адыгский просветитель Умар Хапхалович Берсей ...

Ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова
Казахское население Астраханской области с глубоким почтением относится к Дине Нурпеисовой, к ее творчеству. Уважение народа к замечательному композитору выражается чувством искреннего почитания ее потомков. Всякий раз, когда проводятся н ...