Развитие экологического самосознания башкир
Башкирская народная песня имела и имеет исключительное познавательное и воспитательное значение. Песни впитали в себя вековой общественный опыт народа, его нравственную культуру и представления, особенности характера, жизненного уклада. Они сыграли большую роль в становлении не только профессиональной поэтической, но и музыкальной культуры. Они и поныне занимают значительное место в духовной жизни народа.
С конца XVI в. регион стал объектом активных миграций и крестьянского заселения. Взаимодействие пришлых в Башкирию народов с природой во многом зависело от накопленного в прошлом культурного опыта, от степени открытости их культуры и способности к восприятию в новых экологических условиях уже адаптированных местным населением форм культуры. Взаимодействие с природой каждого этноса имеет свои особенности. Они восходят к их собственным культурным истокам, традициям. Освоенные территории стали источником получения сырьевых ресурсов и местом их первичной обработки. Мех и древесина, минералы и драгоценные металлы стали в огромных количествах выводиться из Башкирии, что привело к значительному изменению и опустошению мест их добычи, образованию экологических ниш и распаду прежних экологических связей. Удовлетворение растущих потребностей стало своеобразным фетишем общества, что и привело к формированию агрессивно- хищнической формы экологического сознания, особенно коллективного. Агрессивно-хищническое коллективное экологическое сознание доминировало вплоть до начала ХХ в. Оно не вызывало особых опасений, хотя у наиболее прозорливых представителей общество уже появились довольно мрачные прогнозы.
Однако у большей части общества агрессивно-хищническая форма экологического сознания благодаря тому обстоятельству, что рост потребления еще компенсировался известными и вновь открываемыми в процессе развития науки резервами, т.е. существовало представление о неисчерпаемости природных ресурсов. Для экологического сознания этого периода особенно той части общества, которая занималась эксплуатацией природных богатств, применимо высказывание за два столетия до этого выражения маркизы де Помпадур – «после нас хоть потоп». [14, с.41].
Значимость экологического пространства и его качества для жизни этноса со всей очевидностью стала проявляться, когда сама эта проблема стала суровой, нередко трагической реальностью.
Судьба башкирского народа, доведенного царизмом до грани нищеты, вызывала сочувствие и тревогу многих русских пиателей: А.П. Чехова, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Ф.Д. Нефедова, Н.А. Крашенинникова, Г.И. Успенского, Н.В. Ремезова и др.
Аксакова сильно тревожило происходившее уже в то время истребление башкирских земель. Еще в юношеских стихах он воспевал изумительную природу Башкирии – ее красивые горы, необъятный «простор степей» и «мрак лесов», «прелестные прозрачные озера». А в стихотворении «Послание в деревню» явственно звучит тревога за сохранность экологической среды:
И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя…
И не узнаешь ты себя
Под их нечистыми руками!
Сомнут луга, порубят лес,
Взмутят и воды – лик небес! [1, с.674]
К концу XIX в. природные богатства Башкирии были варварски ограблены, народ голодал и нищал. Мамин-Сибиряк Д.Н. писал о башкиркой природе тех лет: «Дорога шла на юго-запад, пересекая волнистую равнину, в глубине которой красиво громоздились горы. Картину портило полное отсутствие леса. А когда-то здесь был настоящий вековой башкирский «урман», т.е. непроходимый лес. Но в «некоторое время» он был безжалостно истреблен на потребности открытых еще в «казенное время» золотых промыслов, знаменитых по своим богатствам даже в летописях Урала. Остатки вековых башкирских боров были окончательно истреблены самым безжалостным образом частными золотопромышленниками».[9, с.17]
Первичным толчком для регулирования природных условий было уменьшение площади лесов в результате их неограниченной эксплуатации и использования древесины в качестве топлива, особенно в металлургическом производстве. Вырубка леса привела к осушению рек, нестабильности водного режима. В свою очередь, металлургическое производство было тесно связано с потреблением воды, хотя выраженной опасности антропогенного загрязнения рек еще не наблюдалось – это стало «достоянием» ХХ в. [14, с.41-42]
Похожие материалы:
Ильин день
День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля (2 августа). Святой пророк Илия (Илья) жил в Галааде в IX веке до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, отчего и получил своё название Илья Фесв ...
Архитектурный памятник ХVIII века
Здание бывших губернских присутственных мест
(ул. III Интернационала, 58)
За сквером Липки возвышается трехэтажное каменное здание - памятник архитектуры XVIII века - бывшие присутственные места. Это вытянутое в плане сооружение, фаса ...
Миграция русского населения на территорию Дагестана в
дореволюционный период
На протяжении всего XX в. в воспроизводстве населения Дагестана произошел демографический переход от высокой и очень высокой рождаемости к средней рождаемости, низкой смертности и относительно высокой продолжительности жизни населения. Эт ...