Развитие экологического самосознания башкир

Страница 8

По словам М. Карима, земля «всегда нуждалась в добром покровительстве». Писатель не скрывал, что его, сына Земли, волнуют экологические проблемы, и выражал свое искреннее сожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могут лишить себя жизни, если будут так по-варварски относиться к Природе». Потрясающие по нравственному восприятию слова о земле сказаны великим башкирским поэтом в следующих строках:

Чернозем благодатный наш –

Хоть возьми да на хлеб намажь!

Как чиста земля! О, не грешно ли

По выстраданной чистоте ступать?

Свое отношение к родной природе, боль и сострадание выражены в его словах: «Все осушаем сами! Истребляем! Губим! Заметив дичь, - палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок - украшение. Не ждем милости от природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас - «детей своих».

По справедливому замечанию дважды Героя Советского Союза М. Гареева, «…мудры законы приходы, и сама она могуча и всесильна. Но ведь и она, вечная, нуждается в помощи бренного человека. Давая ему пищу, тепло, сам воздух, давая, она ждет его благодарной поддержки, его заботы. И когда человек бессилен помочь природе, он мучится муками родителя, бессильного помочь хворому ребенку. А это страшные муки – я знаю». [9, с.17]

Таким образом, проблемы сохранения природы, ее защиты от хищнического потребления, регулирования ее процессов, проблемы природы как гигантского духовного пласта культуры имеют длительную историю, исчисляемую тысячелетиями. А экологическое сознание было неотъемлемым атрибутом сознания на всех, начиная с самых ранних этапах развития человечества, изменялось и развивалось параллельно развитию общества и отражало изменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и с антропогенным воздействием компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории человечества, но менялись их значимость и соотношение. В философском осмыслении взаимоотношений человека с природой – предоснова обретения индивидом экологического сознания. Задача формирования у каждого человека экологической культуры, нравственного отношения к природе, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды имеет сегодня жизненно важные значения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Похожие материалы:

Заключение.
Итак, путешествие в древнюю и современную Вологду подошло к своему завершению. На территории города находится 224 памятника истории, архитектуры, культуры, из них 128 взяты под охрану государства. Вологда входит в число 116 российских г ...

Образование и распад ногайских орд в XIII-XVI вв.
Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, как уже отмечалось, начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке.[4, С. 25] Жизни и деятельности темника Ногая, сыгравшего в истории Золотой Орды значительную роль, посвящен ряд ...

О южном происхождении хангаласцев
В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культур ...